Ольга Чернова
Активизация творческой деятельности дошкольников посредством обращения к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание всегда было и останется уникальным в дошкольном образовательном учреждении. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоций, побуждает к творчеству. Наиболее ярко это проявляется в музыкально-фольклорной деятельности.
Почему русская народная культура благоприятно влияет на развитие дошкольников? Потому что её изучение является хорошей почвой для развития многогранной художественно-творческой активности детей, развивает познавательный интерес, формирует представление детей, о жизни предков, воспитывает их нравственно.
Публикация «Активизация творческой деятельности дошкольников посредством обращения к народной культуре» размещена в разделах
Воспитательно-образовательные задачи :
знакомство детей с различными формами народной культуры.
воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков.
формирование нравственно-патриотических чувств.
развитие художественно-творческой активности детей.
О работе над решением последней задачи хотелось бы сегодня рассказать подробнее. Отвечая требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современная педагогическая концепция ориентирована на безусловное признание личности ребенка как главной ценности. Ребенок должен быть субъектом детской деятельности, в частности, музыкальной деятельности. Наша задача – воспитание ребенка творчески активным, многогранно развитым и обращение к народной культуре решает эту задачу.
В реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун и первым выходит в пляски, кто-то знает много частушек. А если у человека нет ярко выраженных музыкальных или актерских способностей, он все равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Для ребенка стать «действующим лицом» особенно важно, так как освоение навыков идет быстрее.
На музыкальных занятиях ребенок и поет, и участвует в плясках, хороводах, фольклорных играх, воспринимает художественную литературу. Эта многогранность синкретизм народного искусства позволяет строить обучение с учетом интеграции образовательных областей : физическая культура, социально-коммуникативная и художественная сферы, познание. Т. е. мы интегрируем воспитательную, развивающую, обучающие задачи, и ставим ребенка в позицию субъекта.
Планируя мероприятия для детей и родителей, мы обращаемся к народному календарю. Детям доставляет огромную радость участие в народных праздниках и подготовка к ним.
В каких видах деятельности особенно возрастает активизация музыкально-творческой деятельности?
В детском саду создан кружок: вокальный ансамбль «Веселые нотки» в репертуар которого входят русские народные песни (частушки, небылицы, колядки, веснянки). Кроме выступления в детском саду, мы с детьми регулярно выступаем в таких городских мероприятиях, как например «Осенняя палитра», концерт, посвященный Дню народного единства, а также на фестивалях и даже во время экскурсии. Публичные выступления формируют в детях такие важные качества, как ответственность, внимание, артистизм. Один такой фестиваль – «Моя Россия» - недавно проходил в нашем саду. Замечательно то, что в фестивале участвовали и родители, и дети. Заранее вместе они готовили небольшие кукольные спектакли, драматизации по русским народным сказкам для театральной площадки, принимали участие в создании выставки «Русь старинная». Дети воочию увидели старинные русские предметы быта. На площадке «Волшебные узоры» украшали хохломской росписью сувениры и любовались выставкой дымковской игрушкой. Фольклорный ансамбль «Барабушка» (МБО УДОД «ЧДШИ № 1») уже не первый раз в нашем саду забавляли ребят старинными русскими играми, имеющими огромную роль в коммуникативном воспитании. На площадке «Лейся песня» звучали русские народные песни. Фестиваль «Моя Россия» - это замечательная возможность «погрузиться» в народную культуру и быть активным участником.
Наш детский сад поддерживает социальные связи с фольклорными коллективами города и края:
• фольклорным ансамблем «Барабушка»
• народным хором Алины Заболотских
• этнографической группой «Чуды», г. Пермь
Настоящим событием в жизни детей стали увлекательные экскурсии – поездки в Усадьбу крестьянина старообрядца. Наглядно познакомившись с двором усадьбы и интерьером избы, дети как бы переносятся в старину, для них заново открываются, становятся понятнее некоторые моменты из русских народных сказок. За одну экскурсию дети узнают и о традиционной культуре общения в русской семье, где почитались старшие, и было общепринятым уважение к женщине, к ее труду. Выступление кружка оживляют экскурсию.
Естественно, через такую разнообразную непосредственную деятельность и благодаря многогранности русской народной культуры музыкальная творческая активность дошкольников резко возрастает, мощно двигает вперед их музыкальное развитие.
В заключение хотелось бы отметить, что впереди у нас – большие планы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста большую роль, в котором играет народное искусство.