МААМ-картинки

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)

Наталья Родионовна Васильева
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками образовательных отношений.

Свое выступление я начала со слов В. А. Сухомлинского "Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".

Публикация «Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Изучая ФГОС ДО, определила, что работа с родителями – это не только набор форм и методов информационного характера - это последовательная система взаимодействия педагогов, детей, и семей воспитанников, где каждый становится активным участником образовательных отношений. Поэтому возникла необходимость, корректировки принципов, подходов и содержания работы с родителями.

Изучив социальный статус родителей воспитанников моей группы, и уровень компетентности в вопросах воспитания и образования своего ребёнка и роли детского сада, я внесла коррективы в содержание работы с семьями воспитанников, который направлен на установление партнёрских отношений с родителями моих воспитанников. Таким образом, в содержание работы с родителями, основанное на традиционных формах взаимодействия, я решила внести изменения, руководствуюсь следующими задачами и принципами:

Результаты показали, что около 15% не ориентируются в специфике дошкольного образования, по прежнему приоритетом работы воспитателя считают присмотр и удовлетворение физиологических потребностей ребёнка. Почти все родители проявили интерес к тому, чем занимается ребёнок в группе, проявили доверие к воспитателю; около 85% согласны принимать активное участие в образовательном процессе.

Ориентируясь на эти показатели, я определила ряд задач

Задачи:

• приобщать родителей к участию в образовательном процессе;

• установить партнёрские отношения с родителями;

• оказывать помощь семьям воспитанников в вопросах воспитания и образования, ориентируясь на особенности каждого воспитанника;

• поддерживать педагогические возможности родителей;

• изучать и пропагандировать лучший семейный опыт;

• оптимизировать формы и методы работы с родителями.

Принципы взаимодействия с родителями определила в соответствии с ООП:

• Семья является основным получателем услуг, и центральным элементом в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.

• Уважение и поддержка решений, принимаемых семьёй, так как родители являются участниками образования и представляют интересы ребёнка.

• Проявление гибкости и чуткости по отношению к детям, уважения к ценностям семьи, их культурным различиям.

Определила пути решения поставленных задач по этапам:

• Аналитический. (аналитическая работа ведётся в течение всего года)

Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения каждой семьи

• Вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве наблюдателей, затем активных участников.

• Привлечение малоактивных семей к совместным мероприятиям в качестве активных участников.

• Инициированию совместных мероприятий родителями.

• Привлечение малоактивных родителей к совместным мероприятиям родителями.

План не статичен, он может изменяться в зависимости от пожеланий родителей воспитанников, результатов анкетирования.

В соответствии с Основной образовательной Программой работу с родителями осуществляю по направлениям:информационно-аналитическое,познавательное,организационно-досуговое направление, Организационно-управленческое.

Информационно–аналитическое направление включает, в первую очередь, трансляцию (демонстрацию) положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения.

Познавательное направление:

С целью установления контакта с родителями, для согласования воспитательных взаимодействий на ребёнка провожу индивидуальные консультации, родительские собрания, провожу мастер классы на собраниях, приглашаю на занятия, готовлю буклеты, папки, организую прогулки к объекту, экскурсии.

Особо хочется отметить систематическое посещение в библиотеку, где родители сами проявили инициативу. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство знакомит детей с книгой, библиотекой; прививает любовь к чтению, книге.

Участие родителей в работе педагогических советов помогает выявить наши общие проблемы и наметить пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», они высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.

Взаимно полезным оказалось участие родителей в работе семинара- практикума по теме «Игротерапия в семье». Участники обменялись мнениями о том, чтобы научить ребенка видеть себя и свое Я с другой стороны, оценить объективно свои поступки и желания.

Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. На основе собранных данных я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Считаю, что родители приобретают позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком.

Организационно-досуговое направление включает работу по организации совместных мероприятий с родителями и воспитанниками : реализация совместных проектов, организация театральных постановок и одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой в образе Кикиморы, папой - Дедом Морозом и многое другое приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вместе с детьми с удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях. Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример и большим уважением и гордостью относится к своим родителям

Организационно-управленческое направление включает участие родителей в управлении делами группы и детского сада. Участие родителей в изготовлении, ремонте, приобретении материалов, пособий, оборудования. Дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции наглядный положительный пример, испытывают гордость за них.

Таким образом, решая поставленные задачи и добиваясь прямой заинтересованности родителей делами ребёнка в ДОУ, я проводила много бесед, привлекала в помощь инициативных родителей, пассивных родителей приглашала на занятия и другие мероприятия, активизировала родителей с помощью поощрений : грамоты, благодарности, организовывали рейтинг семьи с присвоением титулов, вознаграждение, поощрение, размещение информации на сайте.

В заключение хочется сказать, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Родители стали с большим вниманием относиться к нашим проблемам, проблемам своих детей. Стали чаще обращаться с вопросами и за консультацией. А самое главное, они стали моими помощниками в образовании детей, в создании условий современной образовательной среды, соответствующей требований ФГОС ДО. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Публикации по теме:

Духовно-нравственный цикл «Добрый мир»Духовно-нравственный цикл «Добрый мир» С 1 сентября 2012 года в дошкольных образовательных учреждениях нашего Лотошинского района введён курс духовно-нравственного цикла «Добрый.

Нетрадиционные формы работы с родителями В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 21:12
+105Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Родионовна Васильева (УИ 87915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД