Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)

Наталья Васильева
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)

Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками образовательных отношений.

Свое выступление я начала со слов В. А. Сухомлинского "Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Изучая ФГОС ДО, определила, что работа с родителями – это не только набор форм и методов информационного характера - это последовательная система взаимодействия педагогов, детей, и семей воспитанников, где каждый становится активным участником образовательных отношений. Поэтому возникла необходимость, корректировки принципов, подходов и содержания работы с родителями.

Изучив социальный статус родителей воспитанников моей группы, и уровень компетентности в вопросах воспитания и образования своего ребёнка и роли детского сада, я внесла коррективы в содержание работы с семьями воспитанников, который направлен на установление партнёрских отношений с родителями моих воспитанников. Таким образом, в содержание работы с родителями, основанное на традиционных формах взаимодействия, я решила внести изменения, руководствуюсь следующими задачами и принципами:

Результаты показали, что около 15% не ориентируются в специфике дошкольного образования, по прежнему приоритетом работы воспитателя считают присмотр и удовлетворение физиологических потребностей ребёнка. Почти все родители проявили интерес к тому, чем занимается ребёнок в группе, проявили доверие к воспитателю; около 85% согласны принимать активное участие в образовательном процессе.

Ориентируясь на эти показатели, я определила ряд задач

Задачи:

• приобщать родителей к участию в образовательном процессе;

• установить партнёрские отношения с родителями;

• оказывать помощь семьям воспитанников в вопросах воспитания и образования, ориентируясь на особенности каждого воспитанника;

• поддерживать педагогические возможности родителей;

• изучать и пропагандировать лучший семейный опыт;

• оптимизировать формы и методы работы с родителями.

Принципы взаимодействия с родителями определила в соответствии с ООП:

• Семья является основным получателем услуг, и центральным элементом в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.

• Уважение и поддержка решений, принимаемых семьёй, так как родители являются участниками образования и представляют интересы ребёнка.

• Проявление гибкости и чуткости по отношению к детям, уважения к ценностям семьи, их культурным различиям.

Определила пути решения поставленных задач по этапам:

• Аналитический. (аналитическая работа ведётся в течение всего года)

Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения каждой семьи

• Вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве наблюдателей, затем активных участников.

• Привлечение малоактивных семей к совместным мероприятиям в качестве активных участников.

• Инициированию совместных мероприятий родителями.

• Привлечение малоактивных родителей к совместным мероприятиям родителями.

План не статичен, он может изменяться в зависимости от пожеланий родителей воспитанников, результатов анкетирования.

В соответствии с Основной образовательной Программой работу с родителями осуществляю по направлениям:информационно-аналитическое,познавательное,организационно-досуговое направление, Организационно-управленческое.

Информационно–аналитическое направление включает, в первую очередь, трансляцию (демонстрацию) положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения.

Познавательное направление:

С целью установления контакта с родителями, для согласования воспитательных взаимодействий на ребёнка провожу индивидуальные консультации, родительские собрания, провожу мастер классы на собраниях, приглашаю на занятия, готовлю буклеты, папки, организую прогулки к объекту, экскурсии.

Особо хочется отметить систематическое посещение в библиотеку, где родители сами проявили инициативу. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство знакомит детей с книгой, библиотекой; прививает любовь к чтению, книге.

Участие родителей в работе педагогических советов помогает выявить наши общие проблемы и наметить пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», они высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.

Взаимно полезным оказалось участие родителей в работе семинара- практикума по теме «Игротерапия в семье». Участники обменялись мнениями о том, чтобы научить ребенка видеть себя и свое Я с другой стороны, оценить объективно свои поступки и желания.

Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. На основе собранных данных я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Считаю, что родители приобретают позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком.

Организационно-досуговое направление включает работу по организации совместных мероприятий с родителями и воспитанниками: реализация совместных проектов, организация театральных постановок и одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой в образе Кикиморы, папой - Дедом Морозом и многое другое приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вместе с детьми с удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях. Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример и большим уважением и гордостью относится к своим родителям

Организационно-управленческое направление включает участие родителей в управлении делами группы и детского сада. Участие родителей в изготовлении, ремонте, приобретении материалов, пособий, оборудования. Дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции наглядный положительный пример, испытывают гордость за них.

Таким образом, решая поставленные задачи и добиваясь прямой заинтересованности родителей делами ребёнка в ДОУ, я проводила много бесед, привлекала в помощь инициативных родителей, пассивных родителей приглашала на занятия и другие мероприятия, активизировала родителей с помощью поощрений: грамоты, благодарности, организовывали рейтинг семьи с присвоением титулов, вознаграждение, поощрение, размещение информации на сайте.

В заключение хочется сказать, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Родители стали с большим вниманием относиться к нашим проблемам, проблемам своих детей. Стали чаще обращаться с вопросами и за консультацией. А самое главное, они стали моими помощниками в образовании детей, в создании условий современной образовательной среды, соответствующей требований ФГОС ДО. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Публикации по теме:

Духовно-нравственный цикл «Добрый мир»Духовно-нравственный цикл «Добрый мир» С 1 сентября 2012 года в дошкольных образовательных учреждениях нашего Лотошинского района введён курс духовно-нравственного цикла «Добрый.

Нетрадиционные формы работы с родителями В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Осень
Автор публикации:
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 21:12
+105Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...
Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...