Елизавета Антошкина
Познавательное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта на тему: "Познавательное развитие дошкольников"
Актуальность опыта.
Актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста заключается в том, что ребёнок развивается и живёт, познавая мир. Даже маленькие дети сначала познают самого себя : узнают себя в зеркале, показывают, где носик, ротик, ушки и т. д. Затем идё т экспериментирование: оно направлено на познание свойств и связей объектов.
Публикация «Познавательное развитие дошкольников» размещена в разделах
Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Концептуальность опыта.
Познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с "секретом", ребёнок решает настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности. Основной задачей является то, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать ребёнка и побудить его к самостоятельному экспериментированию.
Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре, память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Но помимо игры очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу: проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте всё новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.
Ведущая педагогическая идея
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний: - знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; - знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Всё это – одна из важнейших основ компетентности ребёнка, его готовности к обучению в школе.
Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определёнными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой стороны – во многом зависят от отношения к ним человека.
Поэтому, главным педагогическим условием для поддержания и развития познавательных интересов ребёнка, я считаю, это – естественнонаучная осведомлённость воспитателя, развитие его собственного познавательного развития, сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми.