Дарья Расторгуева
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Публикация «Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах
Художественно-эстетическая деятельность - это специфическая деятельность для детей, в которой дети могут раскрыть себя, осознать свои возможности, прочувствовать продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нас направляет концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Художественно-эстетическое развитие предполагает разработку положений ценностно-смыслового усвоения и понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного; побуждение сопереживать персонажам художественных произведений; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений о видах искусства; восприятие фольклора, различной художественной литературы, музыки; исполнение различной самостоятельной творческой деятельности детей (художественной, изобразительной, литературной, технической, музыкальной). Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
- Учет индивидуальных особенностей детей;
- Близкие связи с искусством;
- Взаимосвязи творчества и обучения, как факторы формирования; творческой личности;
- Овладение детьми доступных им средств художественной выразительности;
- Объединение разных видов искусства и разнообразных видов творческой деятельности детей;
- Организация художественно-эстетической развивающей среды.
В нашем детском саду задачами обучения во второй младшей группе являются:
• Подготовка к восприятию произведений искусства;
• Подготовка детей к посещению театра;
• Приобщение к декоративной деятельности;
• Способствование развитию вокальных навыков;
• Знакомство с музыкальными жанрами;
• Формирование интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• Знакомство с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• Обучение пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
• Обучение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности.
На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.
Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.
Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.
Каждая задача формируется с учетом возрастных особенностей детей.
Благополучие художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и умением детей свободно применять приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить своеобразные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, воображение и фантазия. Творческий поиск решения в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.