МААМ-картинки

«Аквааэробика в детском саду». Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре

Лариса Свечникова
«Аквааэробика в детском саду». Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В пособии представлены методические рекомендации по организации занятий аквааэробикой, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста и развитие двигательной активности и творческих способностей дошкольников; систематизированные и апробированные на практике конспекты занятий аквааэробикой.

Пособие предназначено для инструкторов по физической культуре детских дошкольных образовательных учреждений.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «„Аквааэробика в детском саду“, Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре» размещена в разделах

Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей.

Двигательная деятельность дошкольников так же имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравится и мальчикам и девочкам.

Туманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности.

Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой ребенок выполняет движения.

Вода - одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры человеческого тела, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза больше, чем воздух). Плавание повышает адаптационные способности организма к воздействию температурных колебаний, а также сопротивляемость простудным заболеваниям.

В нашем детском саду наряду с традиционными формами работы по развитию двигательных способностей в бассейне организованны занятия секции «Русалочка», направленные на обучение аквааэробики девочек старшего дошкольного возраста.

Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность ее в разностороннем воздействии положительно влияет на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка.

Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др., позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Во время организации и проведения таких упражнений используется музыкальное сопровождение, что способствует развитию пластичности движений и созданию эмоционального комфорта.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор по физической культуре должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.

Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой необходимо вносить нестандартное оборудование.

Обучение аквааэробикой позволяет проводить занятия для детей разного уровня физического развития. При этом важно не нарушать последовательность освоения предлагаемых упражнений. Залог вашего успеха - спокойная, терпеливая уверенность в том, что вы научите каждого своего ученика. Добрые взаимоотношения являются обязательным условием положительного итога обучения.

При выполнении упражнений в воде задействовано большое количество мышц, что обеспечивает их гармоничное развитие. С помощью аквааэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше: например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку, ягодичные мышцы, внутренние и внешние мышцы бедер и другие мышцы.

Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость.

Выталкивающая сила создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела.

Велико и гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

Таким образом, занятия аквааэробикой повышают оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм :

• формирование “мышечного корсета”,

• предупреждение искривлений позвоночника,

• гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;

• устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Аквааэробика для детей включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде.

При планировании занятий по аквааэробике необходимо учитывать основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, синкритичность (объединения - соединения). Организация и проведение занятий, последовательность, фасциация, т. е. очарование, систематичность, секции аквааэробики такая же, как и при плавании. Путем различных методов и приемов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.

План секционной работы не только предусматривает пропаганду здорового образа жизни в семьях, но и повышение профессионального мастерства инструктора по физической культуре.

Занятия проводятся один раз в неделю по 20-25 минут. Планируя проведения занятий надо исходить из реальных условий, в которых занимаются дети. Всегда имейте в виду, что находящийся в воде ребенок не способен концентрировать внимание столь же успешно, как и на суше. Мысленно представляйте всю организацию предстоящего занятия. Каждое занятие начинайте с разминки.

Цели занятий аквааэробикой :

1. Развивать творческие способности детей во взаимосвязи разных видов деятельности, таких как плавание, музыка, хореография, познавательная среда.

2. Создать условия для творческого самовыражения воспитанников, посредством музыки и аквааэробики.

Задачи:

Оздоровительные:

- охрана и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие;

- совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

Образовательные:

- отработка и развитие плавательных навыков через разучивание синхронных упражнений и композиций.

- развитие гибкости, красоты, пластики выполнения движений;

- личностного роста ребенка и творческого потенциала.

Воспитательные:

- оптимизация взаимоотношений между детьми;

- развитие умений организовать деятельность в подгруппе сверстников;

- воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ

1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.

2. При обучении целесообразен фронтальный метод.

3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору по физической культуре.

4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении. Сначала без музыки, а на последующих занятиях с музыкой усложняя комплекс.

5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение ее продолжительности и величины.

6. Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.

Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников, игры на воде делятся на три группы.

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа “Кто быстрее спрячется под водой?”, “У кого больше пузырей?”, “Кто дальше проскользит?” и т. д.

Вторая группа - игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа “Караси и карпы”, “Рыбы и сеть” и др. Игра может продолжаться в течение всего занятия.

Третья группа - командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой.

При проведении игр следует соблюдать следующие правила:

• в игру включаю упражнения, и движения уже освоены всеми участниками;

• в игре участвуют все дети, находящиеся в воде;

• в каждой игре перед ее участниками поставлена конкретная задача;

• рассказываю содержание игры, знакомлю с правилами, выбираю ведущего или разделяю на равные по силе команды;

• слежу за дисциплиной во время игры;

• после окончания игры объявляю результаты;

• игру стараюсь вовремя закончить, пока она детям не надоела детям, и они не очень устали.

Разнообразие игр, включающие элементы некоторых водных видов спорта, таких например, как водное поло, синхронное плавание, дает возможность детям освоиться с водной средой и постепенно перейти к выполнению упражнений аэробного характера под музыку.

Публикации по теме:

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возрастаНарушения опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости.

Программа кружковой работы по ЛФК. Программа кружковой работы по ЛФК. Нурсаетова З. Г. Инструктор по физической культуре МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Аквааэробика в детском саду». Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре
Опубликовано: 21 октября 2014 в 15:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Аквааэробика в детском саду». Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Свечникова (УИ 256409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД