Екатерина Теселкина
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля» № 565 от 18.10.2017г., методистом дошкольного образования ___ был проведен оперативный контроль по теме : «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ».
Срок проверки: 01.11.2017 - 01.12.2017 года.
1. Краткое описание проблемы и формулировка целей.
Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля „Организация трудовой деятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Известно, что одной из основ нравственно - патриотического воспитания является трудовое воспитание. Но проблема в том, что дети имеют недостаточные представления о труде взрослых и недостаточно сформированные трудовые навыки, а ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда таких задач, как: владение детьми навыками самообслуживания; стремление проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявление навыков опрятности, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, использование специфических, культурно фиксированных предметных действий, знание назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умение пользоваться ими, а также предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни: умение рассказывать о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков, владение приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Умение видеть, когда нужно вымыть руки или причесаться, внимательность к поручениям взрослых, проявление самостоятельности инастойчивости в их выполнении, сотрудничество с ними
Исходя из этой проблемы, были определена цели и поставлены задачи.
Цель: Формирование педагогической компетентности в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
- Проанализировать уровень планирования работы.
- Обогатить предметно-пространственную среду.
- Оценить знания педагогов по методике приобщения дошкольников к труду
- Определить уровень развития трудовых навыков детей.
- Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
В данный период был осуществлён контроль :
1 группа - группа раннего возраста
2 группа - младшая группа
3 группа - средняя группа
4 группа - старшая группа
2. Состав экспертной группы (только должность).
- Заведующий МБДОУ детский сад
- Старший воспитатель
- Музыкальный руководитель
3. Методы проверки.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов по данной
проблеме и в рамках подготовки к педагогическому совету № 3
методической службой дошкольного отделения были организованы и
проведены разные формы работы с педагогическим коллективом, а именно:
1. Анализ календарного планирования воспитателей.
Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп
2. Анализ предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию
Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп
3. Открытый просмотр организационной деятельности «Процесс кормления в группе раннего возраста»
Ответственны: педагог 1 группы
4. Экскурсия с детьми на кухню с последующим представление фотоотчета
Ответственный: педагог 2 группы
5. Экскурсия с детьми в магазин с последующим представление фотоотчета
Ответственный: педагог 3 группы
6. Открытый просмотр организационной деятельности по хозяйственно-бытовому труду «Мытье модулей»
Ответственный: педагог 4 группы
7. Творческий конкурс для родителей «Форма дежурных»
Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп, родители
4. Заключение.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты:
- Анализ календарных планов воспитательно- образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показал, что планирование работы по трудовому воспитанию ведется постоянно.
Воспитатели планируют следующие виды труда : самообслуживание хозяйственно-бытовой труд в условиях природы, ручной, художественно-прикладной труд. Все виды трудовой деятельности планируются в различных видах организованной образовательной деятельности как ее часть, а также в режимных моментах.
Однако, в планах недостаточно отражаются индивидуальные трудовые поручения, не указываются фамилии, имена детей. Мало планируется хозяйственно-бытовой труд.
- В ходе тематической проверки была обследована предметно - развивающая среда по трудовому деятельности во всех возрастных группах. Проверка показала, что среда соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям
В группах имеются в наличии фартучки, косынки, пилотки для дежурства по столовой (группы 2, 3, 4). фартуки клеенчатые, тканевые, палочки-рыхлители, пульверизаторы мелкие и крупные; тряпочки для протирания крупных листьев (группы 1, 2, 4); большая клеенка на стол для работы с цветами для дежурства в центре живой природы (группы 2, 4); тазик для протирания пыли и мытья игрушек (группы 1, 2, 4); тряпочки для протирания пыли на подгруппу; веревка и прицепки для развешивания кукольного белья; стенд для фотографий или картинок детей для хозяйственно-бытового труда; ·подборка сухих листьев и веток для изготовления; набор для рукоделия (для девочек, набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков, наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек для ручного труда. Трудовой инвентарь соответствуют возрасту детей, программным задачам, эстетически оформлены (группы 2, 4).
В группе 2 педагогом сделаны дидактические игры: "Накроем стол для кукол", д/и " Что сначала, что потом", " д/и " Угадай профессию".
В группах № 1, 3, 4 нет изготовленных своими руками дидактические пособия. Центры по трудовой деятельности недостаточно оборудованы. Отсутствуют модели: в старшей группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, модель посадки огорода на окне; модель последовательности перевалки и пересадки растения; модель последовательности стирки белья; в средней группе - модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий.
- К тематической проверке проведены открытые просмотры организационной деятельности
Режимные моменты по трудовому воспитанию были построены методически правильно.
Педагог группы раннего возраста осветил процесс самообслуживания у детей во время приема пищи. Дети показали умение перед едой тщательно мыть руки, пользоваться бумажной салфеткой, съедать положенную им порцию, брать пищу понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. Надо отметить, что перед едой мыли руки дети более активные, поэтому они быстро съедали положенную порцию и им было нечем заняться.
Педагог старшей группы представил вниманию процесс хозяйственно-бытового труда по мытью модулей, что соответствовало требованиям программы воспитания в детском саду
Дети владели необходимыми трудовыми умениями и навыками и лишь некоторые затруднились выполнить трудовые действия без показа. Уборка рабочего времени в основном легла на плечи педагога.
Педагог младшей группы и педагог средней группы предоставили фотоотчеты экскурсий с детьми на кухню и в магазин и поведали о том, что дети получили необходимые знания о труде повара и продавца. На фотографиях было видно, что дети стоят кучно, мешают друг другу рассматривать взрослых.
- В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что в группах имеются консультации для родителей трудовому воспитанию.
Оформлены папки - ширмы в группах №1 "Я сам", группа №2 " Значение труда в воспитании", группа №3 "". Недостаточно проведена работа с родителями в группах № 4,по трудовому воспитанию.
Однако, следует отметить недостаточную работу с родителями по разделу "Хозяйственно-бытовой труд".
По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы: трудового воспитания актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для трудовой деятельности детей. Однако, недостаточным оказалось планирование хозяйственно-бытового труда
Среди родителей были проведены конкурс «Форма дежурных», благодаря чему, предметно-пространственная среда была пополнена мастерски сшитыми своими руками форма для дежурств.
5. Рекомендации
На основании вышесказанного, педагогам были разработаны рекомендации.
1. Всем педагогам планировать в календарных планах индивидуальные трудовые поручения, указывать фамилии, имена детей. Планировать хозяйственно-бытовой труд с группой и подгруппами.
Срок: постоянно.
2. Педагогам групп № 1,4 продумать зонирование для трудовой деятельности, пополнить трудовыми орудиями.
Срок: до 01.01. 2018.
3. Педагогу группы 1 тщательно продумать процесс мытья рук детей, пассивных и которые медленно едят
Срок: постоянно.
4. Педагогу 2 группы тщательнее планировать экскурсию на кухню, продумывать расположение детей во время рассматривания трудовых действий повара.
Срок: постоянно.
5. Педагогу 3 группы тщательнее планировать экскурсию в магазин, продумывать расположение детей во время рассматривания трудовых действий продавца.
Срок: постоянно.
6. Педагогу группу 4 продумывать планирование индивидуальной работы по трудовой деятельности, обращать внимание детей неуверенных, которым требуется помощь по показу действий. Организовывать уборку рабочего места детьми
Срок: постоянно
7. Всем группам выразить благодарность за тесное сотрудничество с родителями по обогащению предметно-пространственной среды формами для дежурства
Методист дошкольного образования ___ /___/