Анжела Нетребенко
Аналитический отчёт по образовательной области «Музыка» за 2013–2014 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе. Достижению этой высокой цели во многом способствует музыкальное воспитание, которое является средством эстетического, нравственного, умственного и физического воспитания.
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Также использую парциальные программы «Ладушки» И. Г. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, «Ритмопластика» А. И. Бурениной.
Публикация «Аналитический отчёт по образовательной области „Музыка“ за 2013–2014 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Главными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста являются:
Сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.
Развивать музыкальность ребенка.
Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка (в доступных его возрасту границах).
Создать условия для проявления творческой активности ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
Главная цель работы заключалась в реализации всех поставленных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности, которая проводилась систематически 2 раза в неделю, в каждой возрастной группе.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности разнообразны.
Фронтальные (со всей группой детей, с целью усвоения программных знаний, умений и навыков.
Подгрупповые (для разучивания танца, работы с оркестром и т. д.);
Индивидуальные (со слабыми или наоборот, способными детьми).
Виды занятий использую разнообразные: типовые, комплексные, интегрированные, доминантные, тематические и итоговые. Занятия были построены с учётом разных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, музыкально-ритмические движения, игры; песенное, танцевальное и музыкально-игровое творчество; игра на музыкальных инструментах.
Проводилась диагностика общего уровня музыкального развития детей, которая показала, что поставленные цели и задачи были выполнены.
СЕНТЯБРЬ 2013 г. : средний уровень развития-70%; выше среднего-30%.
МАЙ 2014 г. : средний уровень развития-40%, выше среднего-60%.
В младшей группе диагностировано 25 детей (группа № 2).
Дети умеют петь негромко, уверенно и естественно, свободно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы. Программа выполнена полностью.
Рекомендации: активнее включать музыкально - дидактические игры в повседневную жизнь детей, дополнить развивающую среду шумовыми инструментами, наметить индивидуальный план занятий для детей с низким уровнем.
В средних группах продиагностирован 71 ребенок (группы № 3, 8, 10).
Дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат и воспроизводят метрические акценты и равномерный ритм в игре на ударных инструментах. Определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении, имеет достаточный запас слов-настроений о характере музыки.
Программа усвоена в полном объеме.
В старшей возрастной группе [/b] продиагностированы 50 детей (группы 4, 7).
Достаточно высокий уровень музыкального развития. План программы выполнен.
Работа в старших группах отличалась чёткой организацией, что позволило к концу года отметить значительные подвижки развития в области музыкального воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют развёрнуто высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, мелодекламации, пропевание звукоподражаний. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса. Речевые и пальчиковые игры способствовали развитию речи.
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
В начале и конце года проводилась диагностика музыкальных способностей детей. По показателям диагностики в начале года преобладал низкий уровень, а высокого было очень мало. В конце же учебного года низкий уровень развития музыкальных способностей у детей заметно снизился, а высокий достиг 36%, наряду с этим, за счёт снижения низкого уровня заметно повысился процент среднего.
Отдельно хотелось бы сказать о выпускной группе.
В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 6-7 лет.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Из представленных гистограмм (рис. 1) видно, что к концу года значительно улучшились показатели по всем видам деятельности, что свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальных способностей детей.
Сравнительный анализ результатов данного обследования:
- на начало учебного года: высокий 16 %, средний 76 %, низкий 8 %;
- на конец учебного года: высокий 79 %, средний 21 %, низкий 0 %.
Таким образом, можно сделать выводы:
К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
• эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
• поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;
• ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
• выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).
В течение года с детьми были запланированы и проведены различные развлечения и праздники:
«Первое сентября»
«Осень, осень, в гости просим»
«День пожилого человека»
«День Матери»
«Скоро, скоро Новый год!»
«23 февраля»
«8 Марта»
«Масленица»
«День Космонавтики»
«Юморина»
«Весна – Красна»
«Пасха»
«9 Мая»
«Уплывает наш кораблик» (Выпуск детей в школу)
В рамках МИП проведено открытое интегрированное занятие «Кубанские посиделки», в котором приняли участие дети старшей и подготовительной группы. Сценарий посиделок включал кубанские песни, игры, танцы. Основной целью – стало воспитание семейных ценностей, формирование интереса к казачьей культуре, традициям и обычаям родного края.
В течение года были запланированы концерты для пожилых людей в Геронтологическом центре «Екатеринодар», встреча с ветеранами на базе ДОУ. Без сомнения, такие встречи и концертные выступления оставляют глубокий след в душе ребёнка, формирует его духовно-нравственные качества.
Во всех праздниках и развлечениях активное участие принимают воспитатели и родители воспитанников. Наиболее тесное сотрудничество с родителями в этом году состоялось в младшей группе, где родители показали несколько кукольных спектаклей для своих детей.
Хотелось бы отметить активность всех воспитателей, их помощь в организации и проведении праздничных мероприятий. Особо хотелось бы сказать о тех, без кого практически не обходилось ни одно праздничное мероприятие – это Бухиник А. С. и Бахарева Г. С., которые участвовали в ролях не только на своих группах, но и ярко проявили себя в праздниках других групп.
Ещё одним основным направлением моей работы в этом учебном году стало организация и проведение музыкально-коррекционных занятий – логоритмических и арттерапевтических. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Краснодарским педагогическим колледжем, студенты которого в рамках педагогической практики получали квалификацию музыкальный руководитель с дополнительной подготовкой в области музыкальной коррекционной педагогики и психологии.
В работе принимали участие дети 10, 4 и 5 групп, имеющие нарушения речи, по рекомендации логопедов.
Целью таких занятий стало развитие речи, закрепление произношения отдельных звуков, коррекция психоэмоционального состояния средствами арттерапии.
Занятия проводились с учётом современных инновационных технологий, включали различные арттерапевтические техники: игротерапию, сказкотерапию, изотерапию, музыкотерапию, кинезетерапию. Были насыщены упражнениями на развитие мышечного тонуса, умение соотносить речь с движением, на развитие дыхания, речевыми играми, пальчиковой гимнастикой, артикуляционными упражнениями, релаксационными минутками. Арттерапевтические занятия были направлены на снятие зажимов, раскрепощение детей, на активное творческое проявление себя во всех видах деятельности, и выплеск своих эмоций в создании творческих работ.
На следующий год планируется:
1. Продолжить накопление музыкально-развивающей среды по всем видам музыкальной деятельности.
2. Продолжить работу по музыкально-коррекционному направлению с детьми, имеющими нарушения речи.
3. Активнее сотрудничать с родителями воспитанников и специалистами детского сада для проведения совместных тематических мероприятий с целью ознакомления родителей с современными тенденциями музыкального воспитания и развития детей.