Наталья Мазаник
Аналитический отчёт за межаттестационный период с целью установления первой квалификационной категории
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня много говорят об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», формирование интегративных качеств.
Публикация «Аналитический отчёт за межаттестационный период с целью установления первой квалификационной категории» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразить некогда единую систему «общественного дошкольного образования» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и воспитании, и обучении, и в развитии.
Понимая, что период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, я как воспитатель, вижу свою задачу в преодолении разрыва между существующим состоянием образовательного процесса и требуемыми результатами развития воспитанников.
Новый Закон об образовании гласит: «Дошкольная образовательная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за реализацию в полном объеме основной образовательной программы дошкольного образования, качество образования своих выпускников. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи».
С точки зрения государства, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личностных качеств ребенка-дошкольника и отвечает на вопрос, какой он, выпускник ДОУ, в соответствии с Федеральными государственными требованиями:
- физически развитый;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Анализ результатов мониторинга качества образования воспитанников моей группы за 2011 – 2012 учебный год, показал, что программный материал усвоен детьми следующим образом: физическое развитие – высокий уровень у 65 % детей, средний - у 25%, познавательно – речевое развитие – высокий уровень у 15 % детей, средний - у 85 %, социально – личностное развитие – высокий уровень у 60 % детей, средний уровень - у 40%; художественно – эстетическое развитие – высокий уровень показали 65 % детей, средний - 35 %. В ходе анализа выявлено, что интеллектуальные способности, познавательная активность детей, волевые и нравственные качества, обеспечивающие компетенции воспитанников моей группы, недостаточно развиты. Применяемые мной технологии, методы и приёмы не адекватны современным требованиям обновления содержания образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существует противоречие:
- между необходимостью формирования компетенций у дошкольников, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе и недостаточно созданными педагогическими условиями в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема: какие педагогические условия помогут сформировать компетенции у дошкольников.
Объект исследования – образовательный процесс, обеспечивающий формирования компетенций у дошкольников, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, для формирования компетенций у дошкольников, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Гипотеза: формированию компетенций у дошкольников будет способствовать:
- использование в работе инновационных педагогических, здоровьесберегающих технологии;
- создание предметно – развивающей среды в группе с учетом интеграции образовательных областей;
- установление партнерских взаимоотношений со всеми субъектами образовательного сообщества в вопросах развития и воспитания детей.
В межаттестационный период работу строила по следующему направлению: формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка моей профессиональной деятельности за межаттестационный период.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Создать педагогические условия, обеспечивающие коррекцию речи воспитанников в соответствии с современными образовательными требованиями.
2. Использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инновационные образовательные технологии.
3. Совершенствовать свою профессиональную компетентность в условиях обновления содержания дошкольного образования.
На сегодняшний день принят комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Изменения в политической и экономической сферах общества привнесли изменения и в систему образования, которые изложены в основополагающих нормативно-правовых документах, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:
Документы федерального уровня:
•Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями;
•Закон «Об образовании» РФ (принят 12 декабря 2012 года);
•Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
•Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 года);
•Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р);
•Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26. 08.2010 г.) № 761н;
•Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 300);
•Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года);
•СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91);
Документы регионального уровня:
•Закон «О защите прав ребенка» Свердловской области в редакции от 05.12.97 г. № 71-ОЗ;
•Закон «Об образовании в Свердловской области» в редакции от 07.03.2006
№ 9 – ОЗ.
Локальные нормативно – правовые документы:
•Устав МКДОУ № 3;
•Программа развития муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 3»;
•Основная образовательная программа, муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 3».
Теоретические аспекты по вопросу формирования компетенций у детей дошкольного возраста
В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста. Данная задача обусловлена новым подходом к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т. е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Повышение компетентности, проявляющейся в том, что, обладая знаниями, умениями, навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные решения, происходит на основе формирующихся и развивающихся компетенций (речевой, коммуникативной, физической, валеологической, интеллектуальной, которые станут базой для работы в этом направлении на уровне системы общего образования.
Коммуникативная компетенция - умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.
Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Двигательная компетенция – развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.
Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.).
Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях».
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетенция, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Важнейшим фактором в совершенствовании коммуникативной компетенции является создание действенных и эффективных условий для формирования коммуникативной компетентности, начиная с дошкольного возраста. Учитывая, что коммуникативная компетентность - сложное многокомпонентное образование, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте и представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где наиважнейшими категориями являются культура, речь, язык.
Современному подходу к определению компетенций посвящены исследования В. И. Байденко, Г. Э. Белицкой, Н. А. Гришановой, В. К. Загвоздкина, И. А. Зимней, Д. А. Иванова, А. Г. Каспржак, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского, И. В. Челпанова, В. Д. Шадрикова, С. Е. Шишова и др.
Проблема коммуникативной компетенции рассматривается специалистами в таких аспектах как: сущность и структура коммуникативной компетентности (О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова, И. В. Гришняева, С. И. Дубов, Ю. Н. Емельянов, A.M. Еропкин, С. И. Ершова, Т. А. Кривченко, Б. Д. Парыгин, Т. И. Шульга); специфика коммуникативной компетентности (А. А. Бодалев, В. И. Загвязинский, М. С. Каган, В. И. Кашницкая, И. Д. Ладанов, И. В. Макаровская, JI.A. Петровская, особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольников (А. П. Воронова, Б. М. Гриншпун, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова, О. С. Павлова, В. И. Селиверстов, JI.M. Шипицына, Н. М. Юрьева).
Приоритетное значение имеют работы, посвященные анализу проблем детской речи (З. Е. Агранович, А. Г. Арушанова, Л. И. Белякова, О. Е. Грибова, Ю. Г. Демьянов, Г. А. Каше, Е. И. Кириенко, Р. Е. Левина, особенностям работы с детьми, имеющими речевые нарушения (Л. И. Айдарова, Ж. В. Антипова, И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Р. И. Лалаева, Д. Б. Эльконин, поискам путей создания наиболее адекватных методов работы с такими детьми (Т. В. Ахутина, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Л. А. Петровская, П. В. Растенникова).
Анализ педагогических исследований показал, что не в полной мере изучены педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетенции дошкольников с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
У детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими диагноз - общее недоразвитие речи (III уровня) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
В последнее время возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная сформированность коммуникативной деятельности дошкольников. В связи с этим возникает необходимость создания необходимых педагогических условий и приёмов формирования компонентов коммуникативной готовности к школе и внедрения их в структуру программы дошкольного образовательного учреждения.
В образовательном процессе формирование компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.).
Коммуникативная компетенция дошкольников с ОНР представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры, а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения открыта группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи – с общим недоразвитием речи (III уровня). Данную группу посещает 10 детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе (ФГТ) необходимо создать такую предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать у детей активность, любознательность, эмоциональность, игровую деятельность, способствовать развитию и коррекции речи детей.
Работая по направлению создания условий для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей моей группы, я проанализировала существующую в группе предметно-развивающую среду и пришла к выводу, что предметно-развивающая среда не отвечает ФГТ. Она не обеспечивает высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества, так же не является комфортной по отношению к воспитанникам.
Проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Межаттестационный период характеризуется переходом дошкольного образования в новое качество, позволяющее разрабатывать и применять новые технологии, открывающие возможности для корректировки моих профессиональных целей и создание условий для развития и воспитания детей. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.
Поэтому в следующий межаттестационный период я взяла следующее направление: разработать контрольно-измерительные материалы в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Заключение
Созданные педагогические условия для улучшения качества образования воспитанников является результатом моей деятельности в межаттестационный период.
Методы и формы работы с детьми и родителями помогли повысить результативность в образовательно-воспитательном процессе.
Используемые мной формы и методы работы по формирования компетенций у дошкольников, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе явились эффективными.
В целом, о результатах моей педагогической деятельности можно судить по следующим показателям:
1. Положительная динамика в развитии детей, качество образованности повысилась: физическое развитие – на 34 %, познавательно – речевое развитие – на 65 %, социально – личностное развитие – на 35 %, художественно – эстетическое развитие – на 30 %.
2. Организованы личностно-ориентированные образовательные ресурсы:
- созданы педагогические условия, обеспечивающие коррекцию речи воспитанников в соответствии с современными образовательными требованиями;
- изучены и внедрены инновационные технологии;
- организована предметно – развивающая среда, с учетом интеграции образовательных областей;
Вношу личный вклад в развитие образовательного учреждения, системы образования города и района:
-в 2012-2013 году приняла участие в муниципальном конкурсе на лучшее методическое описание непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по тематике «Дорожная безопасность», ДОУ награждено дипломом за 1 место в номинации «Разработка серии обучающих занятий по ПДД для детей дошкольного возраста»;
-в 2012 году являлась участником августовских педагогических мероприятий «Модернизация системы образования городского округа Сухой Лог как условие и (или) средство достижения эффективного результата», на дискуссионной площадке «Могут ли произойти изменения в начальной школе, исходя из особенностей выпускников 2012 года» выступала с докладом «Каким быть должен современный воспитатель?»;
-в 2012 году вместе со своими воспитанниками участвовали в конкурсе, организованном городской газетой «Знамя победы» - «Пусть змея будет мудрой»;
-в течение многих лет являюсь членом творческой группы дошкольного образовательного учреждения;
-являлась участником муниципальных семинаров «Взаимодействие всех субъектов образовательного сообщества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
Значимыми событиями моей профессиональной деятельности стало то, что имею электронное портфолио, на сайте MAAM.RU ( ссылка на страницу: https://www.maam.ru/users/mazauchka), (сертификат МАААМ. RU. 13204001, где открыла собственный блог, в котором опубликованы мои работы. (Приложение 8)
Таким образом, считаю, что проведённая мной работа в межаттестационный период была результативной. В результате реализации поставленных задач воспитательно-образовательный процесс перешел на более качественный уровень. ДОУ является открытым социальным институтом, повысилась роль всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.