Татьяна Волкова
Аналитический отчет воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом.
Динамично развивается система образования и предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, расширению их возможностей.
Публикация «Аналитический отчет воспитателя» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Изменения в политической и экономической сферах общества привнесли изменения в систему образования, которые изложены в нормативно – правовых документах в области образования. Поэтому свою профессиональную деятельность осуществляю на основе документов, определяющих современные задачи образования.
В межаттестационный период моя педагогическая деятельность была направлена на создание максимально эффективных условий для развития и воспитания детей.
Работа осуществлялась в следующих направлениях:
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
- осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении;
- вовлечение родителей в образовательный процесс в процессе проектной деятельности;
- повышение квалификации через самообразование и курсы повышения квалификации.
В соответствии с выбранными направлениями решались задачи:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения качества образования;
- формирование у родителей педагогической компетентности через участие в проектной деятельности.
Решая задачу создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями, стремилась создать обстановку способствующую сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей. Современная социальная ситуация развития детей в России носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения личности ребенка: нарушения его соматического, психического и психологического здоровья. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов и родителей. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Как известно, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.
С целью формирования основ здорового образа жизни, для развития двигательной активности в группе созданы условия для развития навыков личной гигиены, двигательной активности (физкультурный уголок, физического развития, подобрана картотека подвижных игр и игровых упражнений, картотека утренних гимнастик, пальчиковых игр, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Для этого я спланировала систему работы с детьми по введению следующих здоровьесберегающих технологий:
- технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
- технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игры - тренинги, игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии здоровья)
- коррекционные технологии: технология музыкального воздействия, технология коррекции поведения, фонетическая ритмика.
«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание».
Применяемые мною здоровьесберегающие технологии имели оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною были проведены ряд мероприятий: спортивные праздники с родителями и детьми, консультации, конкурсы, встречи с медицинским персоналом - для формирования у родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья своих детей.
Мои воспитанники активные участники и призеры «Недели здоровья», «Малых Олимпийских игр», победители муниципального конкурса «Кубок здоровья» в номинации «Эстафета».
Дети и родители участники муниципальных соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», «Велокросс», «Кросс Наций», «Лыжня России».
Эффективность применения здоровьесберегающих технологий способствует формированию положительной динамики развития физической выносливости, укрепления здоровья детей и снижению заболеваемости.
Не менее важным считаю создание психологического комфорта для каждого ребенка, возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Для включения детей в развивающую игровую деятельность и в соответствии с современными требованиями, оформила и наполнила игровым материалом центры «Познания», «Литературный центр», «Центр Творчества», «Игровой».
Созданная предметно-развивающая среда позволяет успешно решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации.
Созданная мною среда эстетична, она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.
Среда группы позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Таким образом, в группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, имеются все необходимые центры развития с функциональным и разнообразным дидактическим материалом, что способствует возникновению и осуществлению самостоятельной и организованной деятельности детей.
Модернизация дошкольного образования предполагает поиск новых форм организации обучения в детском саду. Главным считаю, научить детей ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, научить, не только правильно усваивать информацию, но и уметь целенаправленно искать ее. Для этого необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.
Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В практике своей работы использую проекты различной тематики и направленности. Главное в технологии проектирования - каждому ребенку обеспечить признание важности и необходимости в коллективе.
Реализация проектов проходила через все виды деятельности воспитанников – непосредственную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.
Так, к 200-летию Бородинского сражения был разработан и реализован совместный проект "Уж постоим мы головою за Родину свою". Цель этого проекта: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и уважения к памяти людей, защищавших свою Родину. При подготовке к презентации проекта мной был создан слайд-фильм о Бородинском сражении, с использованием соответствующего музыкального репертуара. Мультимедийный метод позволил познакомить детей с памятниками, поставленными в честь этих событий; с военной формой, оружием тех времен и портретами героев Отечественной войны 1812 года. Можно с уверенностью сказать, что в рамках данного проекта была проделана большая работа, благодаря которой все участники образовательного процесса были готовы к празднованию этой знаменательной даты.
В рамках годового плана были разработаны и реализованы обще садовские проекты «Праздник русского платка» и «Русская матрешка». Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Русский платок, русская матрешка – это те образы, которые служат основой для музыкальной, художественно-творческой деятельности детей и средством патриотического воспитания.
Опыт работы в этом направлении, а именно проект «Русская матрешка» был представлен в рамках городского семинара для педагогов Тавдинского городского округа «Художественно-эстетическое развитие как одно из приоритетных направлений работы детского сада».
В течение двух лет совместно с музыкальным руководителем был разработан и реализован музыкально-литературный проект «Времена года» по произведениям композиторов Чайковского, Вивальди, Грига и русских поэтов Есенина, Бунина, Пушкина, Тютчева.
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно и имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. Слушание классических произведений позволяет расширить познание и поддерживать интерес к поэзии и музыке, способствует проявлению эмоций в творческой деятельности.
Музыкально-литературная гостиная - это итог, эмоциональная точка, где создаются условия, для проявления накопленного эмоционального и творческого потенциала детей. В этом проекте произошел синтез поэзии, музыки, живописи, а использование мультимедийного метода позволило познакомить детей не только с произведениями известных художников, но и увидеть детям свои собственные рисунки в мультимедийной презентации. Особенностью этого проекта стало участие педагогов, которые дали образец чтения стихов, что вызвало восхищение и удивление у детей.
В 2013 году - совместный проект «Времена года» был представлен педагогическому сообществу Тавдинского городского округа в рамках Дня открытых дверей «Проектирование образовательного процесса в современных условиях».
В 2014 году был разработан и реализован совместный детско-родительский проект «Дикие животные» в рамках общесадовского проекта «Чтение – вот лучшее учение». Каждая семья вместе со своим ребенком изготовили книжку-малышку о диких животных. Проект позволил повысить интерес, любовь и тягу детей к детским книгам. Опыт работы над тематическим проектом был представлен педагогам Тавдинского городского округа в ходе семинара по теме «Развитие речи дошкольника как фактор успешного развития личности».
В 2015 году - мной был разработан педагогический проект «Юный волшебник». Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность как культурная практика, суть которой в вопрошании – как устроены вещи и почему происходят те или иные события, - требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата деятельности.
При организации занятий познавательного цикла важно облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его развитие. Это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразным посредником между педагогическими интересами и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.
Проект «Юный волшебник» помог мне сделать каждый день для ре-бенка неповторимым, запоминающимся, а детей научил самим творить чудеса, научил видеть вокруг себя необычное и пытаться разгадать окружающие тайны, стать настоящим волшебником. Опытом работы над этим проектом я поделилась на семинаре «Культурные практики в дошкольном образовании».
В подготовительной группе был разработан и реализован проект «Комнатные растения нашего сада», который был представлен на конкурс «ЭкоКолобок».
Использование проектного метода в образовательном процессе позволило не только успешно развивать в детях любознательность, творческую и речевую активность, но и привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе, улучшить семейный микроклимат.
Перед дошкольным образованием в современных условиях стоит важная задача – воспитать человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому в межаттестационный период работала над темой самообразования «ИКТ – средство повышения качества образования». Прошла курсы повышения квалификации при Ирбитском гуманитарном колледже «Информационная культура педагога» (в объеме 72 часов). Полученные знания применила в практике своей работы: создала пакеты дидактических материалов по темам «Правила безопасного поведения», «Дикие животные», «Домашние животные», «Комнатные растения», «Предметный мир». В каждый пакет входят: презентации по теме, иллюстративный материалы, игровой дидактический материал. Разработаны занятия-презентации по образовательной области познавательное развитие. Созданы презентации к проектам «Мама – солнышко мое», «Отечественная война 1812 года», «Русская матрешка», «Безопасная прогулка», «Времена года». Включение ИКТ позволило сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
В. Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Информационные технологии позволяют сохранить интерес к учению. В рамках недели педагогического мастерства провела открытое занятие для коллег с использованием информационных компьютерных технологий «Домашние животные».
Так при ознакомлении дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности мною были созданы презентации («Твоя безопасность», «Чрезвычайные ситуации», «Огонь: друг или враг», «Безопасность вблизи железнодорожных путей», которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют воспитанникам теоретический материал. Презентации в своём составе имеют видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на занятии видеосюжет, представляющий изучаемое явление. Ребята являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, пожара, они учатся правилам безопасности.
При применении ИКТ не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Полученный результат позволил мне принять участие и быть призером конкурсов профессионального мастерства, обобщать свой педагогический опыт, размещая конспекты занятий на страницах Интернет-сообществ: (являюсь лауреатом дистанционного «Всероссийского творческого конкурса: "Рассударики" Номинация: "Компьютерная графика" Работа: "Улитка"; Всероссийского творческого конкурса: "КОРАБЛЬ УСПЕХА". Номинация: Презентация к занятию, уроку. Название работы: Правила поведения детей на железнодорожном транспорте – 1 место).
Используя видеокамеру и применяя соответствующие программы, создаю незамысловатые фильмы, которые особенно нравятся родителям. Они с удовольствием смотрели созданные мной фильмы с участием детей «Русская матрешка», «Мама, нет тебя роднее», «Насколько хорошо мы знаем своего ребенка».
Вопрос о развитии творчества у детей дошкольного возраста актуален. Творчество, является обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка. Дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребенка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. С целью развития творческого начала организую участие своих воспитанников в конкурсах, проводимых в дошкольном учреждении.
При реализации любого проекта большое значение уделяю включению родителей в образовательный процесс. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Главным считаю установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, создание условий для творческой самореализации родителей и детей, формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.
Главная цель взаимодействия с родителями – повышение их компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников посредством организации активных форм работы. Систематически обновляю материал в информационном центре для родителей, что способствует увеличению обращений со стороны родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система в работе с родителями. Работу строю поэтапно:
1. этап Ознакомительный — на данном этапе знакомлю родителей с жизнью детей в детском саду и группе.
2. Второй этап — вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс – активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.
3 этап – участие родителей в проектной деятельности.
Мои родители участники всех мероприятий, проводимых в детском саду: «Золотая осень», «День Матери», «Новогодняя сказка», 23 февраля, «Масленица», «День смеха в детском саду». Принимали участие в мероприятиях муниципального уровня: «Новогодняя игрушка» (призер); «Мама, папа, я – спортивная семья», где наша команда заняла почетное второе место; приняли участие в «Велокроссе», в «Кроссе Наций». Стали призерами в конкурсе «Засветись.
На основе федеральных государственных требований и с учетом рекомендаций программы "Детство" разработала свою рабочую программу. Сейчас основная тема - это введение ФГОС в практику работы дошкольных учреждений. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Если в начале этой работы было много вопросов и опасений, то сейчас я четко представляю, как выполнить государственный заказ. У меня есть рабочая программа, есть силы и желание ее реализовать. Работая с детьми дошкольного возраста, я уделяю большое внимание планированию.
С помощью планирования я определяю свои педагогические задачи, распределяю их во времени, продумываю, как организовать развивающую среду, какие пособия. В рамках долгосрочного планирования определяю цели и задачи на текущий год, основные этапы обучения и воспитания детей, этапы их развития. Продумываю, как начать работу в начале года, на что обратить внимание в течение года, как привлечь к работе родителей воспитанников.
Краткосрочное планирование осуществляю еженедельно. Оно включает организацию непосредственно образовательной деятельности и расписание мероприятий по индивидуальной и подгрупповой работе с детьми в течение дня. Также решаю, какие изменения произвести в центрах активности.
Результаты работы положительны. С введением ФГОС ДО результаты освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Основной метод наблюдение и фиксирование достижений конкретного ребенка. Для меня важно заметить малейший успех ребенка и создать условия для его дальнейшего развития. Созданные психолого-педагогические условия положительно сказались на качестве образовательного процесса. Так диагностика готовности к школьному обучению выпускников показала, что 71% детей обладают высоким уровнем готовности к школьному обучению, у 29% воспитанников определен средний уровень готовности, показатели низкого уровня готовности не зафиксированы ни у одного воспитанника.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через образовательные программы и семинары, и участие в профессиональных конкурсах:
- 2014 год. Призер VI Международного конкурса для педагогов «Красота рядом с нами» Интернет - портала «Огонек»;
- 2014 год. Участник вебинара «Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования»;
- 2014 год. «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
- 2015 год. Семинар «Анимационная деятельность как средство развития личности детей в условиях ФГОС ДО и НОО»
- 2017 год. «Обновление содержания дошкольного образования и внедрение современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт моей работы был представлен педагогическому сообществу Тавдинского городского округа:
- 2014 год Семинар «Развитие речи дошкольника как фактор успешного развития личности» (проект «Дикие животные»);
- 2015 год Обучающий семинар «Культурные практики в дошкольном образовании» (проект «Юный волшебник»).
Являюсь участником Интернет-конкурсов.
Активно участвую в общественной жизни детского сада и города.
Профессиональная деятельность отмечена: Почетной грамотой Главы Тавдинского городского округа за многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня города.