Галина Басова
Аналитический отчет за межаттестационый период (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Возможности подвижных игр в реализации содержания образовательной области «Физическая культура».
Подвижные игры направлены на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Публикация «Аналитический отчет за межаттестационый период (часть вторая)» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Перечень подвижных игр, направленных на освоение детьми образовательной области «Физическая культура»
Задачи Название подвижных игр
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
На скоростно-силовые качества: «Кто скорее докатит обруч до флажка»,
«Догони свою пару», «Белые медведи»
На выносливость: «Ловишки», «Снежинки и ветер», «Самолеты», «Снежная королева», «Берегись - заморожу», «Рыбки в пруду», «Мышеловка», «Гроза» и другие.
На гибкость и координацию: «Целься вернее», «Сделай фигуру»,
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Ходьба и бег: «Быстро возьми, быстро положи», «Ловишки», «Совушка», «Два мороза», «Хитрая лиса», «Лохматый пес» и другие.
Метание: «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Целься вернее», «Ловишка с мячом».
Прыжки: «Волк во рву», «Удочка», «Воробьи и кошка», «Резвые лягушата», «С кочки на кочку» и другие.
Лазание: «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учениях», «Обезьяны».
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании С низкой активностью: «Затейники», «Удочка», «Кто тише», «Где звенит»
Со средней активностью: «Хитрая лиса», «Ловля обезьян»,
С высокой активностью: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Перелет птиц», «Пожарные на учениях», «Два и три» и другие.
В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
3. Анализ деятельности по созданию условий для освоения детьми образовательной области Физическая культура.
С целью выявления основных показателей готовности к усвоению программного содержания и степень его освоения, установления особенностей развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями, выявления качественного показателя освоения основных движений детьми дошкольного возраста и оценки темпов прироста физических качеств детей два раза в год провожу мониторинг освоения детьми ОО «Физическая культура».
Мониторинг физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Название качества Не выполняет
норматив Выполняет
норматив
Начало года Конец года Начало года Конец года
Выносливость 49% 22% 51% 78%
Быстрота 45% 20% 55% 80%
Прыжки 36% 7% 64% 93%
Метание 45% 20% 55% 80%
Гибкость 44% 8% 56% 92%
Сила (кисти рук) 65% 40% 35% 60%
Мониторинг накопленного двигательного опыта
(овладения основными движениями)
Основные
виды
движений уровень уровень
Начало года Конец года
Высокий средний низкий высокий средний низкий
Ходьба 9% 53% 38% 10% 87% 3%
Бег 9% 49% 44% 10% 74% 16%
Прыжки 7% 56% 37% 8% 85% 7%
Метание 3% 50% 47% 3% 90% 7%
Лазание 9% 53% 38% 8% 85% 7%
Мониторинг двигательной активности
Группы двигательной активности
Количество детей
Нормальная / средняя двигательная активность
84%
Высокая двигательная активность
12%
Низкая двигательная активность
4%
Мониторинг острой заболеваемости детей в ДОУ
Начало года Конец года
Среднесписочное количество детей 249 266
Всего зарегистрировано случаев заболеваний 140 107
Число детей, ни разу не болевших в течение года - -
4. Заключение
На основании результатов мониторинга овладения детьми старшего дошкольного возраста основными движениями и их физических качеств, что является основными критериями измерения уровня усвоения содержания образовательной области «Физическая культура» можно сделать вывод о стабильном росте физического развития детей, который обусловлен созданием в МБДОУ:
• системы проведения физкультурных занятий в виде подвижных игр
• оптимальных условий и достаточной материальной базы для физического совершенствования с современным оборудованием. В каждой группе имеются атрибуты и игрушки для подвижных игр и двигательной активности детей на прогулке. Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности;
• сотрудничество с родителями по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми (пропаганда здорового образа жизни через открытые мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, индивидуальную работу с семьей и т. д.).
Результатами своей деятельности автор считает :
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика: показатели таких двигательных качеств, как выносливость, быстрота и ловкость у воспитанников повысились в среднем на 40%. Уровень техники выполнения основных движений повысился на 30%, и в конце года более 90% детей имеют средний уровень техники выполнения основных движений, 10%высокий и 7%низкий. Существующий процент низкого уровня усвоения программного материала можно объяснить высокой заболеваемостью детей в этом году. Вследствие этого - ограничение физической нагрузки на физкультурных занятиях и пропуски занятий.
Стабильно наблюдается рост детей со средним уровнем физической подготовленности. Это можно объяснить тем, что с детьми работает один специалист по физическому воспитанию, прослеживается преемственность в содержании обучения, формах, методах и приемов работы. Единая система диагностики дает возможность проследить развитие ребенка, начиная с 3-х летнего возраста, что обеспечивает индивидуальный подход к детям и способность объективно оценить их достижения. Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими.
После проведения консультаций, индивидуальных бесед с родителями и педагогами, оформление папки – передвижки, размещение информации по теме в родительских уголках, выступление на родительских собраниях дети приходят на занятия подготовленными и заинтересованными в активном участии.
Основные условия, которые позволили получить указанный выше результат:
• планирование воспитательно-образовательной работы на основе образовательной программы ДОУ, и в соответствии с полученными результатами диагностического обследования детей по физическому развитию;
• планирование индивидуальной работы на текущий учебный год с детьми с низким и средним уровнями развития;
• использование современных здоровье сберегающих технологий ( технологии сохранения и стимулирования здоровья: дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика; технологии обучения здоровому образу жизни).
• проведение физкультурных занятий в нетрадиционной форме (сюжетные, в форме круговой тренировки, игровые, построенные на музыкально-ритмических движениях)
Результатами деятельности по освоению детьми содержания образовательной области «Физическая культура» средствами подвижных игр можно считать:
• Повышение уровня развития физических качеств, дети приобрели двигательный опыт ;
• Доказано эффективное положительное воздействие подвижных игр на здоровье детей;
• Двигательная активность повысилась после оборудования спортивных уголков в группах.
Таким образом, подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик и является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.
В новый межаттестационный период автор планирует работать над: созданием условий для приведения образовательного процесса по физическому воспитанию в соответствие с ФГОС дошкольного образования; активное вовлечение родителей (законных представителей) в процесс физического воспитания дошкольников; пропаганду ценностей здорового образа жизни в семьях воспитанников.
5. Список литературы