Татьяна Ерёмина
Анализ воспитательно-образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ воспитательно- образовательной деятельности
1. Краткая информация о ДОУ:
В МБДОУ д/с «Улыбка» функционировало 7 групп: 1-ая младшая группа № 1 «Звездочка», 1-ая младшая группа №2 «Пчелки», 2 - ая младшая группа «Солнышко», средняя группа №1 «Дельфинята», средняя группа № 2 «Капельки», старшая группа «Подсолнушки», подготовительная к школе группа «Радуга». В сентябре 2012 года были открыты 2 дошкольные группы Порядок комплектования групп формировался в соответствии с возрастом детей. Количество групп определялось в зависимости от санитарных норм и условий образовательного и воспитательного процессов. Средняя посещаемость ДОУ за год составила 202 человека
Публикация «Анализ воспитательно-образовательной деятельности» размещена в разделах
2. Характеристика педагогических кадров:
Педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано полностью.
Всего в ДОУ 21 педагогических работников. Из них имеют стаж:
От 20 лет и выше лет - 8 педагогов
от 10 до 20 лет - 4 педагога
от 5 до 10 лет - 7 педагога
от 1 до 5 лет – 2 педагога
• Высшее образование имеют - 9 человек.
• Средне - специальное образование - 10 человек
• Общее среднее образование – 2 педагога.
Методическая работа в ДОУ - это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса. Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с педагогами.
Цель методической работы – обеспечение качества образования, модернизация воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Совершенствование педагогического мастерства.
2. Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса.
3. Формирование потребности педагогов в самообразовании.
Цель деятельности ДОУ в - учебном году:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
1. Продолжить работу по приоритетным направлениям:
1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
1.2. Создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей для каждого ребенка при переходе в школу.
2. Повысить качество дошкольного образования через:
2.1. Совершенствование уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах речевого развития дошкольников:
2.2. Осуществление тематического контроля состояния работы:
- по организации воспитательно-оздоровительной работы в группах,
- по организации познавательно-речевой деятельности детей.
2.3. Использование в работе с детьми проектно-исследовательской деятельности.
2.4. Открыть группы для детей в возрасте от 2 до 3 лет;
2.5. Разработать рабочую образовательную программу для детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы стало оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.
Формы методической работы:
Традиционные:
тематические педсоветы;
проблемные семинары;
семинары-практикумы;
дни открытых дверей;
повышение квалификации;
работа педагогов над темами самообразования;
открытые мероприятия и их анализ;
участие в конкурсах;
организация курсовой и консультативной подготовки педагогов.
Инновационные:
«Методическое портфолио педагогов»;
мастер - классы;
проектная деятельность;
В этом учебном году 6 педагогов прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности, 1 педагог – первая квалификационная категория. По результатам тестирования и представленных конспектов занятий набрали наибольшее количество баллов среди педагогов Алтайского края.
Высшей формой методической работы является педагогический совет. В ДОУ проводятся педагогические советы, которые включают теоретический материал (доклады, сообщения, аналитический материал (анализ состояния работы по направлениям, итоги
диагностики и мониторинга, рефлексивные тренинги для педагогов (выработка методических рекомендаций).
Были подготовлены и проведены педагогические советы:
«Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста», «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи», «ФГТ об использовании интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста», установочный и итоговый.
Все педагогические педсоветы проведены на высоком методическом уровне.
Активно педагоги принимали участие в работе районного методического объединенпия
- посещали районные методические семинары воспитателей : «От счастья ключи в семье ищи» МБДОУ д/с «Сказка» с. Павловск, «Здоровье семьи в твоих руках…» МБДОУ д/с «Чебурашка» с. Черемное, «Моя семья и Родина моя - дороже всех на свете для меня» МБДОУ д\с «Огонек» с. Павловск, «Русская изба» МБДОУ д/с «Звездочка» п. Прутской;
- принимали участие в работе региональной методической школы для педагогов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в г. Барнаул
- провели на базе МБДОУ д/с «Улыбка» районный семинар – практикум «Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности», а также семинар для старших воспитателей «Система контроля в ДОУ как необходимое условие профессиональной и личностной поддержки педагогов»;
Следующей формой повышения педагогического уровня педагогов являются консультации.
Нужно отметить, что в этом учебном году расширился круг тематики консультаций, особенно воспитателей интересовал вопрос ФГТ, написание образовательной программы, календарно-тематическое планирование.
Открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе, что позволяет самим педагогам, включаться в процесс управления качеством образования.
Для выявления проблем, в работе воспитателей и специалистов, и своевременной коррекции воспитательно-образовательной работы в ДОУ методической службой использовались разные виды контроля.
Были осуществлены:
обзорный контроль «Готовность групп ДОУ к новому учебному году»;
тематический, в соответствии с годовыми задачами;
оперативный, «Адаптация к ДОУ в первых младших группах»
предупредительный «Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ»;
фронтальный, «Готовность детей подготовительной к школе группы к обучению в школе
Для каждого вида контроля старшими воспитателями собиралась и анализировалась разнообразная информация, по результатам контроля составлялась справка, вырабатывались рекомендации, определялись пути исправления недостатков; исполнение рекомендаций проверялось.
Укрепление сотрудничества детского сада и школы, как одного из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного обучения. Для реализации этой задачи, согласно составленному плану, была проведена следующая работа:
Прошла встреча старшего воспитателя Расторгуевой О. А. с учителями начальных классов по вопросам изучения особенностей учащихся первых классов с учетом рекомендаций воспитателей детского сада, медицинского работника и психолога, по корректировке программы.
Была проведена встреча воспитателей и учителей по теме «Развитие и воспитание дошкольников в Образовательной системе» (круглый стол).
Организована встреча специалистов школы с родителями будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе?»
В течение года посещались занятия, праздники, методические мероприятия в детском саду педагогами школы.
Открытые занятия в подготовительной группе для педагогов школы.
Были организованы индивидуальные консультации для будущих
первоклассников и их родителей с привлечением психолога, логопеда, учителя.
Создан банк методических материалов по проблеме преемственности в работе ДОУ и школы, по адаптации первоклассников к школе.
В детском саду идет постоянный поиск путей работы методической службы в инновационном режиме, решения разных проблем. Педагогами накоплен определенный положительный опыт по таким проблемам, как нравственное, правовое воспитание дошкольников, оздоровительная развивающая работа с детьми, работа с родителями в инновационном режиме, роль дидактической игры воспитательном процессе и др.
Показателем профессионализма наших педагогов является участие в конкурсах различного уровня. В 2010-2011 учебном году в конкурсах приняли участие следующие педагоги:
- воспитатель Рябова М. А. участвовала в районном конкурсе «Воспитатель года – 2012», по итогам конкурса заняла второе место.
Итогом работы всего педагогического коллектива можно считать качественный анализ уровня подготовки детей к обучению в школе, уровень развития детей и соответствие возрастной норме, уровень адаптивности детей к детскому саду.
.
Деятельность коллектива ДОУ в течение 2012 года была разнообразной и многоплановой. Достигнутые результаты работы, в целом, соответствуют поставленным в начале учебного года целям и задачам. Проведенный анализ образовательной
деятельности показал на необходимость продолжить работу в следующих направлениях:
- систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья через организацию образовательной деятельности;
- развитие игровой деятельности дошкольников;
- развитие педагогической компетентности в вопросах организации работы на основе федеральных государственных требований.
Наряду с положительными моментами в работе педагогического коллектива есть и недостатки:
- недостаточно ведется работа методической службы с педагогами по организации разработки авторских программ, технологий;
- нет конкретной системы оздоровительной работы в ДОУ;
- не все педагоги применяют в воспитательно-образовательной работе инновационные технологии.
Задачи методической работы на новый учебный год.
1. Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому, нравственно -патриотическому развитию детей.
2. Создание условий, стимулирующих реализацию творческого потенциала педагогов.
3. Повышение качества проведения занятий на основе внедрения в практику новых педагогических технологий, совершенствование педагогического мастерства.
4. Обеспечение высокого методического уровня всех видов занятий.
5. Продолжить работу по совершенствованию планирования, видов и форм диагностики и контроля.
Таким образом, система работы с педагогическими кадрами должна ориентироваться на выбранную в коллективе педагогов цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогической коллектива по развитию профессионального мастерства и повышения качества образования.
4. Состояние здоровья воспитанников
Проблема здоровья воспитанников становится приоритетным направлением развития образовательной системы современного дошкольного образования, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Анализируя работу по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» следует отметить, что работа ведется во всех возрастных группах. Кроме занятий по физическому воспитанию, ежедневно проводятся утренняя гимнастика (в холодный период – в зале и группах, в теплый – на улице); после дневного сна проводится постепенное пробуждение с рядом закаливающих процедур. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это: физические упражнения, обеспечивающие оптимальный двигательный режим, закаливающие мероприятия, рациональный режим дня, полноценное питание, гигиена одежды и помещения, психологический комфорт. Правильно организованная и подготовленная прогулка является значительным фактором профилактики простудных заболеваний и закаливания детей. Наблюдение прогулок показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом. Обязанности воспитателя и помощника распределяются согласованно, поэтому дети выходят на прогулку постепенно, не допуская ожидания и перегрева. Детям младшей группы помогает технический персонал ДОУ, воспитатель при этом выходит с первыми детьми, остальные дети выходят по мере одевания. Аналогичная работа осуществляется и по окончании прогулок при раздевании: дети заходят постепенно, каждая возрастная группа в свое время. Вся одежда детей после прогулок просматривается и при необходимости просушивается.
На физкультурных занятиях прослеживается методически грамотное проведение всех структурных составляющих частей, дифференцированный подход, регулирование индивидуальных нагрузок. Для закаливающего эффекта на физкультурных занятиях в следующем учебном году планируется использовать облегченную форму одежды.
Родители, являясь полноправными участниками образовательного процесса, проявляют живой интерес к работе ДОУ по оздоровлению своих детей. Этому в значительной мере способствовала пропаганда здорового образа жизни через консультации, родительские собрания, совместное проведение спортивных праздников. Были проведены консультации, составлены памятки, буклеты: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», «За здоровьем в д/сад», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью».
5. Анализ адаптации
год Степень адаптации
легкая средняя тяжелая
2008-2009 25-46.3% 10 - 43, 7% 6%
2009-2010 16-53% 14 -47% -
2010-2011 20-66% 10 - 34% -
Адаптация среди детей раннего возраста прошла успешно, процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению нет.
Следует отметить, что в течение года проведена большая работа по снижению заболеваемости в период адаптации. В период подъема простудных заболеваний в группах приводились дополнительные профилактические мероприятия. Постепенно контролировались прогулки, закаливающие мероприятия, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же была проведена работа с родителями вновь поступающих детей.
Вывод: необходимо в будущем постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов и посещения общественных мест при повышении заболеваемости в селе;
-. не нарушать питьевой режим, другие режимные моменты в детском учреждении.
- пропагандировать занятия спортом среди родителей и детей.
6. Результаты выполнения программы по всем направлениям учебно-воспитательной работы.
Результативность работы педагогического коллектива ДОУ отражается в данных диагностиках усвоения детьми программного материала.
Два раза в год во всех группах проводился мониторинг воспитательно - образовательного процесса по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Музыка». Все группы сработали с положительным результатом.
В первых младших группах наибольшее количество баллов набрано по образовательной области - «Художественная литература». Содержание данной области в первой младшей группе: внимательно слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы при повторном чтении проговаривать отдельные слова, фразы; рассматривать иллюстрации под руководством взрослого. Дети первых младших групп приучены слушать и хорошо слышат своих воспитателей, с большим удовольствием слушают доступные для них произведения, рассматривают иллюстрации.
Затруднение испытывают в овладении образовательных областей: «Здоровье», «Труд». В связи с маленьким возрастом детей и тем, что дети только начали посещать детский сад, навыки самообслуживания у детей развиты слабо. Третья образовательная область, по которой набрано меньшее количество баллов – «Художественное творчество» (слабое развитие мелкой моторики).
Вторая младшая группа «Солнышко»
Образовательная область Начало года Конец года
Здоровье 64,1 % 70,8 %
Физическая культура 58,3% 71,6%
Социализация 50,8% 72,5%
Труд 64,1% 73,3%
Безопасность 68,3% 71,6%
Познание 50,8% 70,8%
Коммуникация 40,8% 71,6%
Чтение художественной литературы 39,1% 72,5%
Художественное творчество 36,6% 71,6%
Музыка 38,3% 71,6%
Итоговый результат 53,25% 71,8% на 18,6 %
Из 10 образовательных областей лучшие результаты по образовательным областям «Здоровье», «Труд», «Безопасность». Содержание образовательных областей элементарные навыки самообслуживания, поведения в ДОУ и природе. Благодаря планомерной, слаженной работе двух воспитателей дети приучены к опрятности, хорошо владеют простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Большинство воспитанников умеют самостоятельно одеваться и разеваться в определенной последовательности, помогают накрывать стол к обеду.
Наименьшее количество баллов по образовательным областям - «Коммуникация» (развитие речи, такие результаты связаны с тем, что у многих детей имеются дефекты речи, маленький словарный запас. «Художественное творчество» (рисование, лепка, аппликация).
В средних группах дети хорошо усваивают программу по образовательным областям «Здоровье», «Труд». Содержание данных областей: навыки самообслуживания.
Образовательная область «Социализация» успешно осваивается в группе «Дельфинята». Дети организованные, постоянно заняты делом, научены играть самостоятельно: в ролевые, дидактические, подвижные и другие виды игр.
Испытывают сложность в усвоении программы по образовательным областям – «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание» (группа «Капельки»)
Лучшие показатели по образовательным областям – «Здоровье», «Физическая культура», «Труд». Наименьшее количество процентов по образовательным областям – «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Лучше всего дело обстоит в овладении образовательных областей – «Здоровье», «Социализация». Затруднение в овладении образовательных областей: «Художественная литература», «Познание» (связано с усложнением программного содержания).
На основании полученных результатов можно сделать вывод: большинство воспитанников успешно осваивают образовательную программу; особое внимание на следующий учебный год следует обратить на образовательные области: «Коммуникация», «Художественное творчество».
. Исходя из показателей результативности выполнения программы по всем направлениям деятельности, можно сделать вывод о том, что коллектив ДОУ хорошо справился со всеми поставленными задачами
7. Результаты ориентировочного теста "школьной зрелости" А. Керна в модификации И. Ирасека.
Тест «школьной зрелости» позволяет увидеть уровень развития школьно-необходимых функций, что является важной предпосылкой для успешного обучения. В 2011-2012 учебном году в ДОУ была одна подготовительная к школе группы (29 детей). Обследование по тесту "школьной зрелости" А. Керна в модификации И. Ирасека. показало следующие результаты готовности детей к школе.
Фронтальная работа включала в себя рисование геометрических фигур (треугольника, квадрата, круга) в определенной последовательности, графический диктант (рисование по клеточкам по инструкции взрослого, тест Керна Йирасека (рисунок мужской фигуры, имитация написанного текста, срисовка группы точек). Данный вид работы позволил оценить степень развития мелкой моторики рук, уровень сформированности пространственных представлений, умения детей работать в группе, по инструкции взрослого, соблюдать определенные правила.
Индивидуальное собеседование было направлено на выявление умения детей вести разговор, высказывать свои мысли, устанавливать логические связи, на проверку сформированности навыков самоконтроля, способности обобщать, классифицировать (объединять в группы по определенному признаку, выявлять существенные и несущественные признаки, наличия учебной мотивации, а также на информированность детей о школьной жизни.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что все дети подготовительной группы к школьному обучению готовы.
Выше среднего уровень готовности у 4 дошкольников – 21%; средний уровень готовности имеют 12 дошкольников – 63% (из них промежуточный между средним и выше среднего – 2 – 10,5 %, между средним и ниже среднего – 4 – 21%); ниже среднего – 3 – 15,7 %. Всего собеседование прошли 19 воспитанников. Все дошкольники подготовительной группы имеют представления о школе, хорошую школьную мотивацию Как видно по результатам теста все дети готовы к обучению в школе. Незрелых детей нет.
8. Успеваемость выпускников
уч. год Кол-во детей Усваивают Не усваивают
2008-2009 30 100% -
2009-2010 28 100%
2010-2011 29 100% -
Служба медико-педагогического сопровождения ДОУ включает учителя-логопеда, старшего воспитателя, музыкальных руководителей, медицинского персонала.
Основная задача этой службы – способствовать полному и гармоничному развитию детей.
В течение года важно было обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, учитывать его возможности и склонности, для этого специалисты изучали индивидуальные особенности детей. Служба сопровождения занималась исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, родителей, помогала в их преодолении. Специалисты проводили диагностику по своим методикам (психологическое и логопедическое тестирование, врачебный осмотр). Диагностика помогала выявить детей, имеющих те, или иные проблемы и нуждающихся в помощи.
Совместно со специалистами ДОУ в начале года был определен коррекционно-развивающий маршрут для детей «группы риска», проводились занятия, направленные на развитие психологических процессов. Были проведены семинары- практикумы с элементами тренинга для специалистов и педагогов ДОУ по оптимизации общения с детьми, имеющими особенности эмоционально – волевой сферы: агрессивными, двигательно-расторможенными, тревожными, составлен каталог игр и упражнений для работы с такими детьми.
Заботясь о физическом и эмоциональном благополучии ребенка, воспитатели стремились создать в группе комфортную домашнюю обстановку. Дети имеют свободный доступ ко всем играм, пособиям, есть уголки, где ребенок может побыть с другом, игрушкой, самим собой, а также физкультурные уголки. Физическая активность, оздоровительные мероприятия, оздоровительный бег, экскурсии в любое время года, соблюдение режима, чередования видов деятельности приносят хорошие результаты по сокращению детской заболеваемости и эффективно влияют на образовательный процесс.
Большая просветительная работа проводилась с родителями детей «группы риска». Им рассказывали о психофизических и индивидуальных особенностях их ребенка о том, какие условия созданы в специализированных детских садах, какие специалисты будут работать с их ребенком, тем самым постепенно подводя их к пониманию того, что благоприятные и своевременные созданные условия по воспитанию и обучению ребенка окажут положительное влияние на его развитие.
9. В 2011-2012 году в ДОУ продолжала функционировать логопедическая служба.
Логопедические цели и задачи
1. Диагностика речевого развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
2. Обследование звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста, с целью ранней диагностики нарушений
3. Развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук у детей средней, старшей и подготовительной групп.
4. Обогащение словаря и преодоление грамматических нарушений у детей старшего и среднего дошкольного возраста
Работа с родителями
1. Принимали участие в родительских собраниях групп (по просьбе воспитателей).
2. Индивидуальные консультации для родителей детей с речевыми нарушениями с целью совместной работы по преодолению дефектов речи.
3. Посещение родителями по их желанию занятия детей с логопедом.
Работа с воспитателями
1. Ознакомление воспитателей с результатами обследования речи детей.
2. Рекомендации по коррекционной работе с детьми, посещающими логопедические занятия (через тетради взаимодействия и устно).
3. Оказание помощи воспитателям в подборе материала по возрасту и значимости для логопедических уголков в группах.
4. Проведение общих и индивидуальных консультаций для воспитателей (согласно годовому плану детского сада и по мере необходимости).
Вывод: данные задачи можно считать достигнутыми с учетом индивидуальных особенностей детей, их диагнозов и специфики речевого развития.
Однако были сложности в работе с родителями, которые с трудом идут на контакт, не пытаются понять проблемы своих детей, считая, что у них все благополучно. Это в свою очередь тормозит решение речевых проблем, так как поддержка семьи минимальна.
Воспитатели с пониманием относятся к коррекционной работе и активно помогают.
По результатам анализа работы службы сопровождения можно сделать выводы о том:
- о необходимости проведения целенаправленной работы, использовать воспитателям индивидуальные формы работы с детьми;
- об обеспечении информированности родителей, имеющих детей с проблемами в развитии;
- о повышении родительской компетентности в области специальной педагогики, через разнообразные интерактивные формы работы обучать родителей взаимодействию с детьми, имеющими особенности в развитии.
Видна перспектива в работе на следующий учебный год.
- Улучшать результативность выполнения программных задач по всем направлениям деятельности за счет повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
- Совершенствование условий для развития познавательной активности дошкольников.
- Создание психолого-педагогических условий для развития индивидуальных профессиональных способностей педагогов.
В целях создания благоприятной среды для проявления и развития творческих способностей каждого ребенка, для анализа и систематизации информации об организации работы педагогов нашего ДОУ по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности в этом учебном году : семинар – практикум, тематическая проверка, педагогический совет были посвящены образовательной области «Художественное творчество».
Для развития творческих способностей детей в руководстве творческой деятельностью дошкольников педагоги ДОУ выделяют следующие моменты:
1. Демонстрация новых приемов работы происходит с материалами, уже известными детям.
2. Постоянно повышается интерес к работе путем использования разнообразных техник.
3. Каждому ребенку обеспечивается удобное место и разнообразие материалов.
4. Каждый ребенок изображает то, что для него интересно и эмоционально значимо.
5. Работа с детьми организуется таким образом, чтобы дети могли не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно. При этом воспитатель использует прием сотворчества, создает игровые ситуации и т. п.
6. Комплексное воздействие различных видов искусства, художественной деятельности обеспечивает активное вхождение ребенка в образ.
7. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений прикладного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.
8. Взаимосвязь методов и приемов обеспечивает не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям, но и формированию способов самостоятельных действий (как на занятиях, так и вне их).
Воспитанники МБДОУ детский сад «Улыбка» принимали участие во всех районных выставках детского творчества.
Детско - родительские коллективы групп «Пчелки», «Солнышко», «Капельки», стали призерами конкурса «Наши мамы рукодельницы». Воспитанники группы «Дельфинята» стали призерами конкурса «Калейдоскоп семейного творчества». На районном фестивале детского художественного творчества, посвященного Дню Победы наши воспитанники стали победителями. Мурикова Дарья, воспитанница группы «Подсолнушки» стала победителем краевого конкурса рисунков «Папа не кури, мама не кури». Семья Ляпкало защищала честь нашего детского сада на краевом конкурсе «Папа, мама, я - спортивная семья», в награду МБДОУ д/с «Улыбка» получил спортивное оборудование на 100 тысяч рублей. Воспитанники Головиной Н. Н. и Федюшкиной Е. А., приняли участие во всероссийском конкурсе «Мечты детства», в районом конкурсе рисунков «Я рисую маму», в номинации «оригами» - 3 место
Анализ детских работ показал, что
97% воспитанников проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по изобразительной деятельности наблюдается у большинства детей.
78% воспитанников выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла.
Выводы: В основном дети хорошо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).
10. Работа по приоритетному направлению
Основная тема, над которой работал педагогический коллектив МБДОУ д/с «Улыбка» в 2011 – 2012 учебном году: «Детский сад и семья единое пространство для развития и воспитания дошкольника».
В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия. Мы выделили основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- изучение семейного опыта воспитания и обучении
Основными формами работы с родителями следующие:
- групповые родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; дни открытых дверей; наглядная агитация, презентация ДОУ, беседы;игровые тренинги;мастер – класс.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Воспитатели привлекают детей и их родителей в участие в различных конкурсах детского творчества.
Наглядная агитация для родителей носит разноплановый характер: групповые стенды, информационные стенды в коридорах ДОУ. Смена материала имеет как сезонный характер, так и определённую педагогическую направленность в каждой возрастной группе. Общесадовская наглядная агитация оформлена согласно задачам годового плана: оформление стенда для родителей «Советы психолога», «Советы логопеда», «Здоровье детей».
Педагогический коллектив предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества:
- Изготовление поделок в кругу семьи
- Совместные выставки, рисунки, участие в праздниках
- Творческие вечера, встречи.
Использовались нетрадиционные формы работы с родителями, как Дни добрых дел гр. «Пчелки», проектная деятельность гр. «Солнышко», постоянно действующая рубрика «Делимся семейным опытом», родительский форум «Поговорим о нравственности» гр. «Дельфинята», семейная гостиная гр. «Звездочка», мастер – класс «Мир увлечений моей семьи» гр. «Подсолнушки», презентация театров гр. «Радуга».
. Наиболее интересными на наш взгляд были следующие родительские собрания:
Семинар – практикум: «Развиваем творчество дошкольников», был проведен в средней группе «Дельфинята». Воспитатели Нефедова Е. И., Щепкова Г. Г. показали часть творческого занятия с детьми, использовали элементы тренинга, предложили вниманию родителей интересный теоретический материал, привлекли к практическому занятию (рисованию ватными палочками). На протяжении всего собрания поддерживали живой интерес и внимание.
Воспитатели второй младшей группы Рябова М. А. и Погорелова И. А. провели собрание в форме деловой игры: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». В ходе деловой игры воспитатели показали родителям значение матери и отца, а также дедушек и бабушек в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркнули ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
В первой младшей группе «Звездочка» Сусоевой Е. Ю. проведено собрание «Огонек знакомств», очень удачно с использованием свечи был осуществлен психологический настрой. Елена Юрьевна познакомила родителей с итогами адаптации, вниманию родителей был предложен фильм: «Один день из жизни группы». Психолог Расторгуева О. А. выступила с рекомендациями «Как без потерь преодолеть кризис трех лет?».
Родительское собрание в группе «Подсолнушки», воспитатели Щукина С. А., Корнеева И. А. было проведено в форме тренинга «Психологический климат в семье», в ходе которого воспитатели показали родителям необходимость диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Показали значение доброго, теплого общения с ребенком, демонстрировали ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
Воспитатели средней группы «Капельки», Головина Н. Н., Хмелева К. Ю. провели собрание - диспут «Развитие творчества». К собранию была подготовлена выставка творческих работ. Головина Н. Н. показала родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Вместе с тем воспитателям нужно четче продумывать ход собрания, проводить родительское собрание с участием двух воспитателей.
В подготовительной группе «Радуга» воспитатели Чернова Я. С., Федюшкина Е. А. провели собрание – конкурс «Мы читающая семья». Нетрадиционная форма родительского собрания, приглашение библиотекаря из детской районной библиотеки, красочно оформленная выставка детской литературы содействовали привитию любви к семейному чтению. Гармонично вписалась в родительское собрание музыкальная открытка с участием детей.
Собрание – консультация «Как помочь ребенку, в период адаптации» было проведено воспитателями первой младшей группы «Пчелки». Родительское собрание было проведено в форме деловой игры. Воспитатели информировали родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье детей (спокойное общение, питание, движение и т. д.). Вниманию родителей было представлено выступление психолога «Адаптация ребенка к ДОУ».
Во всех группах детского сад имеются родительские уголки, оформленные в едином стиле в соответствии с названием группы, Уголки Здоровья. Информация в родительских уголках постоянно обновляется с учетом актуальных потребностей родителей. В большинстве групп есть папки - передвижки по различным тематикам, творческие уголки, оформляются фотогазеты, предоставляющие каждому родителю возможность знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду. В группах «Звездочки», «Пчелки» сняты фильмы: «Вот и стали мы на год взрослее» рассказывающие о жизни детей в ДОУ. Хорошей традицией нашего детского сада стало привлечение родителей к проведению праздников, досугов, развлечений.
Выводы: В следующем учебном году мы планируем продолжить работу над данной темой, расширяя участие родителей в жизни ДОУ через реализацию долгосрочных взросло – детских проектов.
11. Взаимодействие с социумом
В настоящее время мало быть просто хорошим детским садом, нужно быть видимым, заметным, конкурентно способным, таким, чтобы родителям хотелось привести ребенок в такой детский сад, чтобы с ним захотелось сотрудничать. Эту задачу помогают решить сайт в Интернете, освещение деятельности ДОУ в районной газете, на местном телевидении. Особое место занимает сотрудничество с Павловской средней школой, т. к. более 90 % выпускников поступают именно в эту школу. Взаимодействие осуществляется по договору и на основе плана совместной работы детского сада и школы по вопросам преемственности.
В прошедшем учебном году ДОУ активно сотрудничало с Центром помощи семье и детям: их сотрудники проводили с нашими воспитанниками и родителями мастер – классы, а мы в свою очередь участвовали в их конкурсах.
В нашем детском саду большое количество воспитанников желает посещать кружки в детской школе искусств, но лишь некоторые родители имеют возможность организовать это для своих детей из-за нехватки свободного времени. Поэтому в будущем учебном году кроме уже организованных, планируется функционирования кружков: хореографический и бисероплетение, драматизации, изостудия.
Из всего изложенного выше можно сделать вывод:
В ДОУ созданы все условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, эффективной работы педагогического коллектива.
Задачи воспитательно-образовательной работы в 2010-2011 учебном году реализованы, план воспитательно-образовательной работы выполнен.
Выявлены положительные результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему.
Методическая работа в ДОУ в целом оптимальна и эффективна.
Деятельность всего детского сада находится на достаточно высоком уровне.
Исходя из вышеизложенного, приоритетными задачами на 2011-2012 учебный год будут:
1. Совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения инновационного процесса
2. Сохранять и укреплять физическое здоровье воспитанников ДОУ, объединяя для этого усилия сотрудников и родителей.
3. Совершенствовать работу по образовательным областям «Коммуникация», «Художественное творчество».
4. Активизировать педагогический процесс с одаренными детьми.
5. Продолжать деятельность коллектива в области педагогического проектирования и использования ИКТ - информационно-коммуникативных технологий.
6. Совершенствование условий для развития познавательной активности дошкольников
7. Создание психолого-педагогических условий для развития индивидуальных профессиональных способностей педагогов