Кукла Полина Г
Арт-терапия. Специфика и необходимость включения в коррекционную работу с детьми с перинатальным поражением цнс
▼ Скачать + Заказать документы
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается активная речь и ее понимание. Недостаточность эмоциональных контактов с ребенком может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. В этот период арт-терапия является одним из эффективнейших средств осознания и выражения взрослыми своих чувств и своего отношения к ребенку. Для развития речи в этот период наиболее важным является развитие анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, двигательного, что необходимо для лучшего восприятия речи и других средств ранней коммуникации. Общение со взрослыми - главный источник информации для младенца. Для своевременного развития речи взрослые, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
Публикация «Арт-терапия, Специфика и необходимость включения в коррекционную работу с детьми с перинатальным поражением цнс» размещена в разделах
Арт-терапевтические методы могут помочь решить эту задачу.
Так как арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, младенческого и раннего возраста.
Проведение арт-терапии предполагает :
1. Использование языка изобразительной экспрессии – во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, изобразительная деятельность является основополагающей.
2. Необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (апатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции, стабилизируют эмоциональное состояние детей, а также наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми.
Арт-терапия –это своего рода форма, внутри которой происходит и познавательное, и социально-личностное развитие ребенка; развиваются все сферы личности: эмоциональная, волевая, кгнитивная.
Может использоваться в детских лечебно-профилактических учреждениях как со здоровыми детьми, так и при работе с детьми с функциональным и органическим поражением нервной системы.
Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показал, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности, а присутствие близкого взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность.
Цель совместного творчества взрослого и ребенка - сохранение контакта посредством творческой деятельности.
Задачи:
1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных форм поведения в последующие возрастные периоды.
6. Развитие потребности в общении и сотрудничества со взрослым.
7. Развитие речи.
8. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.
Ощущая цвета и начиная различать их в первый год жизни, ребенок начинает эмоционально реагировать на цвет. Личностное отношение к цвету или сочетанию цветов, определенные цвета и их сочетания вызывают сходные эмоциональные реакции у большинства людей. Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к желтому и красному, при переживании отрицательных эмоций возрастает чувствительность к синему и зеленому. То или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта.
Ребенок еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта.
Приобщая ребенка этого возраста к рисованию необходимо помнить, что ему важно сопровождение взрослого в процессе знакомства с красками: показывать разнообразие вариантов рисования линий, «опредмечивать» каракули ребенка, предоставляя ему все больше самостоятельности. Совместное рисование с взрослым развивает и усложняет творческий процесс. Игры «доизобразительного» периода подготовят ребенка к рисованию: вызовут интерес к процессу изображения, позволят совершенствовать работу руки и развить графические навыки, будут способствовать развитию координации руки и глаза, воображения, а также мотивировать ребенка к общению со взрослым, вызвать положительные эмоции.
Организация занятий и методические рекомендации
Для рисования детей младенческого и раннего возрастов мы использовали краски для печатания (необходима безопасная, нетоксичная гуашь – «пальчиковая». В ее состав входят природные красители, которые не вызывают раздражения кожи. Это пастообразная краска, она плохо разводится водой, но хорошо смывается с рук и отстирывается, детский крем, желе, фломастеры, карандаши.
В деятельности использовали непосредственно ручки ребенка, его пальчики, ножки, различные штампы (из губки, дерева, ваты и т. д., после года прибавляли кисть, карандаши, фломастеры.
Детям предлагали рисовать на бумаге (плотная, пористая, слегка шероховатая бумага А4-для детей после года, т. к. мелкая моторика и координация движений детей младенческого возраста еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него, А3, ватман, различных поверхностях (зеркало, поднос, прозрачный барабан, ткань различной фактуры, натянутая на твердую поверхность).
Все занятия проводились с чередованием различных приемов: пояснения, указания, показа, имитации звукового образа в процессе игрового взаимодействия, применение музыкального сопровождения, стихов и потешек, а также использование самых разнообразных демонстрационных и игровых материалов, предметов, игрушек, изображений, что способствовало не только поддержанию внимания детей, но и повышало их речевую активность и способность к развитию речевого общения.
Занятия проводились два раза в неделю, в первой половине дня, учитывая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит).
Первые занятия, самые непродолжительные и проводились всего две-три минуты. Далее к годовалому возрасту время увеличивали до 10-20 минут. Важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнализировало о завершении занятия.
Также в формировании мотивационной базы речи детей с перинатальным поражением ЦНС наряду с использованием арт-терапии можно применять игры (рисование) с песком, крупой, рисование на запотевшем стекле, зеркале и т. д.
Общие разработки занятий по арт-терапии с детьми с перинатальным поражением ЦНС (младенческий и ранний возраст)
Печатание и рисование красками
В этих играх инструментами для рисования будут собственные ладони малыша, т. к. дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью кисточки, а непосредственно руками.
«Печатаем шаги»
Используя различные игрушки (кукла, кошка, собака, с применением стихов или потешек о них, берем ножки ребенка и окунаем в миску с краской, затем, на предварительно подготовленной на полу дорожке из бумаги (можно использовать рулон обоев) оставляем следы ребенка-ведем в прямом направлении и спиной. Можно выволнять прыжки под музыку, разнообразить занятие другими приемами и методами.
Открытка в технике паспарту
Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур яблока, листа дерева, бабочки машины и т. д. Затем вырезать его. Дать ребенку чистый лист бумаги того же формата, немного пальчиковой краски положить на лист. Пусть ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Затем положить на лист краску другого цвета. Скоро лист станет разноцветным и ярким (можно использовать иданную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка наклеить паспарту на раскрашенный лист. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.
Пример: «Птичка»
Материалы. Гуашь синего цвета. Заготовки для рисунка, вырезанные из желтой бумаги (голова, крылышко, лапка, глаза). Клей ПВА. Кисти.
Предварительная работа.
- Обратить внимание ребенка на птичек в природе, на иллюстрациях.
- Показать на примере иллюстраций отличительные черты у птичек: клюв, хвост, крылья.
- Прочитать ребенку потешки, стихи про птичек.
Рисунок. Опустить левую ладошку ребенка в синюю краску. На белый лист бумаги приложить ладошку с растопыренными пальцами так, чтобы получился яркий отпечаток. Промыть ладошку от краски. Используя вырезанные детали, составить изображение птички вместе с ребенком. Детали закрепить клеем.
В данных темах можно использовать способ дорисовки и доклеивания.
Опустить левую ладошку ребенка в зеленую краску. На белый лист бумаги приложить ладошку с растопыренными пальцами. Зеленый след от ладошки – это трава на полянке. Используя вырезанные из цветной бумаги детали, составить изображения цветочков на полянке вместе с ребенком. Детали закрепить клеем.
К одному и тому же образу можно время от времени возвращаться, предлагая краски другого цвета. Главное каждый раз предоставлять ребенку все больше творческой свободы и самостоятельности.