Папки-передвижки

Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для родителей групп компенсирующей направленности.

Елена Кондобарова
Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для родителей групп компенсирующей направленности.
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации для родителей логопедических групп.

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребёнку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет их другими или совсем их пропускает? В таком случае нужно проконсультироваться с учителем – логопедом и следовать его рекомендациям. Первым и обязательным этапом в процессе коррекции неправильно произносимых звуков речи является артикуляционная гимнастика, т. к. верное произношение различных звуков зависит от подвижности и дифференцированной работы органов артикуляции.

Публикация «Артикуляционная гимнастика, Рекомендации для родителей групп компенсирующей направленности,» размещена в разделах

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребёнка, и им даже может нравиться “детская речь” ребёнка, а некоторые родители поощряют “сюсюкание”, что абсолютно недопустимо. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определённой целью подобранных упражнений,способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, дифференцированности движений органов речи. Подбор упражнений обеспечивает подготовку органов артикуляции к постановке того или иного звука,который является базовым для группы звуков.

Для группы свистящих звуков необходимо выработать длительную, плавную воздушную струю, умение удерживать язык в спокойном положении, научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Для шипящих звуков нужно выработать умение поднимать широкую переднюю часть языка вверх и научить удерживать язык в форме “чашечки”.

Для правильной артикуляции звука [л] нужно выработать подъем спинки языка вверх, подвижность его передней части.

Звук [р] требует сложной работы всех мышц языка.

Если заниматься артикуляционной гимнастикой с ребёнком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет – подготовить артикуляционные органы к постановке звуков,которые он самостоятельно освоить не смог.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, т. к они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 5-10 минут. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом так, чтобы ребёнку было видно своё лицо и лицо взрослого. Взрослый показывает упражнения и следит за правильным выполнением их ребёнком.

Помните, что упражнения нужно выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не показывайте недовольство, если что – нибудь не получается.

Упражнения артикуляционной гимнастики.

Для исправления недостатков произношения свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] необходимо выполнять с ребё нком следующие упражнения :

“Улыбка” – “трубочка”.

Растянуть губы в улыбку, затем сложить их в узкую трубочку (по 5 раз каждое движение).

“Лопатка”.

Рот открыт. Положить широкий язык на нижнюю губу. Держать язык в таком положении под счёт до 10. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Если не получается сделать язык широким, сделать следующее упражнение,затем вернуться к этому.

“Накажем непослушный язычок”.

Пошлёпать по языку губами, сказать: «пя-пя-пя» - он станет широким, держать «лопатку» 3-5 сек. Повторить 5 раз.

“Заборчик”.

Верхние и нижние зубы сомкнуты, верхнюю губу поднять, нижнюю – опустить так, чтобы были видны и верхние,

и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

“Дуем на лопатку”.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка (3 – 5 раз).

“Чистим нижние зубки”

Рот открыт. Кончиком языка двигать из стороны в сторону по внутренней поверхности нижних передних зубов (под счёт до10).

“Веник”.

Выталкивающие движения языка из-за нижних зубов – наружу (под счёт до10).

“Горка”

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Середину языка приподнять, сделать из языка “горку”.

Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.

“Мостик построим – мостик разрушим”.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Середину языка поднимать – опускать под счёт.

Слова взрослого: построим – разрушим, построим - разрушим, и т. д.

“Загоним мяч в ворота”.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на шарик, лежащий на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Следить за тем, чтобы не надувались щёки. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку,мелкие игрушки, которые легко катаются, на ватку (сдуть с ладошки). Эти упражнения вырабатывают длительную направленную воздушную струю, которая необходима при произнесении свистящих звуков.

Для исправления недостатков произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] нужно выполнять следующие упражнения :

“Качели”.

Рот открыт. Широкий язык положить на верхнюю губу (держать 2-3 секунды, затем – на нижнюю(2-3 сек.).

Повторять по 5 раз в каждом направлении. Взрослый говорит: «вверх – вниз». Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

“Качели – 2”.

Рот открыт. Широкий язык поставить за верхние зубы, держать 2-3 секунды, затем опустить за нижние зубы. Чередуя, повторять по 5 раз каждое движение.

“Вкусное варенье”

Рот открыт. Видны нижние передние зубы. Широким языком стянуть с верхней губы сверху-вниз воображаемое варенье (10 раз).

“Чашечка”

Открыть рот. Внешние края широкого языка загнуть вверх в виде “чашечки” и держать под счёт до 10.

“Ступеньки”

Открыть рот. Установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести “чашечку” не верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3 – 5 секунд (5 -7 раз).

“Не разбей чашечку”

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3 – 5 секунд, не разрушая “чашечки”.

“Фокус”

Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Для того, чтобы ребёнку было интересно, на нос можно положить маленький кусочек ваты, который ребёнок сдует при правильном выполнении упражнения (5 – 6 раз).

“Чистим верхние зубки”

Рот открыть так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Делать движения широким языком вправо – влево по внутренней поверхности верхних передних зубов (под счёт до 10).

“Лошадка”.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка (15 – 20 сек.) :«Лошадка цокает копытами». Сначала выполнять медленно, затем быстрее. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

“Грибок”.

Рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу, как в упражнении “Лошадка”.Оставить язык в таком положении на 10 – 15 сек. Взрослый в это время считает до 10 – 15.

“Гармошка”.

Органы артикуляции в том же положении, что и в упражнении “Грибок”. Ребё нку можно сказать: «Язык – это гармошка, мы будем на ней “играть”». Не отрывая языка от нёба, открывать шире, затем прикрывать рот.

Для исправления недостатков произношения звуков [л], [л'] нужно выполнять с ребё нком следующие упражнения:

“Качели”.

Рот открыт. Широкий язык положить на верхнюю губу (держать 2-3 секунды, затем – на нижнюю(2-3 сек.). Повторять по 5 раз в каждом направлении. Взрослый говорит: «вверх – вниз». Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

“Качели – 2”.

Рот открыт. Широкий язык поднять за верхние зубы, держать 2-3 секунды,затем опустить за нижние зубы. Чередуя, повторять по 5раз

каждое движение.

“Парус”.

Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка упирался в зубы. Удерживать 10 -15 с.

“Вкусное варенье”

Рот открыт. Видны нижние передние зубы. Широким языком стянуть с верхней губы сверху-вниз воображаемое варенье (10 раз).

“Часики”.

Рот приоткрыт, узкий язык высунуть и производить им плавные движения от одного угла рта – к другому (10 – 15 сек.) Взрослый произносит: “тик – так, тик — так. ”.

“Иголочка”.

Открыть рот, язык высунуть, сделать его узким и удерживать в таком положении под счёт до 10.

“Змейка”.

Рот открыт. Производить узким языком движения вперёд – назад (язычок, как у змейки) 8 – 10 раз.

“Индюк”.

Рот приоткрыт. Широким загнутым кверху кончиком языка водить по верхней губе вперёд – назад, издавая звук, похожий на крик индюка: “бл – бл – бл. ”(15 – 20 сек.)

“Пароход гудит”.

Улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : ы — ы — ы. (так «гудит пароход») 30 — 50 сек.

Для исправления недостатков произношения звуков [р], [р'] выполняйте

с ребё нком такие упражнения:

“Качели”.

Рот открыт. Широкий язык положить на верхнюю губу (держать 2-3 секунды, затем – на нижнюю(2-3 сек.). Повторять по 5 раз в каждом направлении. Взрослый говорит: «вверх – вниз». Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

“Качели – 2”.

Рот открыт. Широкий язык поставить за верхние зубы, держать 2-3 секунды, затем опустить за нижние зубы. Чередуя, повторять по 5 раз каждое движение.

“Лошадка”.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка (15 – 20 сек.).«Лошадка цокает копытами». Сначала выполнять медленно, затем быстрее. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

“Грибок”.

Рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу, как в упражнении “Лошадка”.Оставить язык в таком положении на 10 – 15 сек. Взрослый в это время считает до 10 – 15.

“Гармошка”.

Органы артикуляции в том же положении, что и в упражнении “Грибок”.Язык – это гармошка, мы будем на ней “играть”. Не отрывая языка от нёба, открывать шире, затем прикрывать рот.

“Язык перешагивает через зубы”.

Рот открыт. Приставить широкий язык к внешней поверхности верхних передних зубов (между верхней губой и зубами, затем перевести на их внутреннюю поверхность. Взрослый говорит: “Вперёд – назад, вперёд – назад). Делать 10 – 15 секунд.

“Кучер”.

Губы неплотно сомкнуты, зубы приоткрыты на 1 – 2 мм. Подуть на губы так, чтобы они завибрировали. Должен получиться звук “Тпр-у-у. ” 5 – 8 раз.

“Индюк”.

Рот приоткрыт. Широким загнутым кверху кончиком языка водить по верхней губе вперёд – назад, издавая звук, похожий на крик индюка: “бл – бл – бл. ”(10 – 15 сек.)

“Комарик”.

Рот открыт. Язык поднять на бугорки за верхними зубами Произносить: “ Джжж. ” энергично и протяжно, в течение 10 – 15 секунд, упираясь в бугорки кончиком языка.

“Дятел”.

Рот открыт. Поднять широкий кончик языка за верхние зубы и, постукивая им зубки, произносить: д – д – д.

Нижняя челюсть не должна двигаться. (10 – 15 сек.)

Публикации по теме:

Ссылки по логопедии .

Родительское собрание в средней группеРодительское собрание в средней группе В нашем детском саду три логопедических группы: две старшие и подготовительная. Детей в них набирают из средних групп. В феврале учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для родителей групп компенсирующей направленности.
Опубликовано: 31 января 2013 в 23:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика. Рекомендации для родителей групп компенсирующей направленности.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондобарова (УИ 65295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД