Получи документы

Артикуляционная сказка-игра «История о весёлом Гномике»

Кристина Никитина
Артикуляционная сказка-игра «История о весёлом Гномике»

Очень многих родителей волнует проблема неправильного произношения звуков речи у малыша. Действительно, дети дошкольного возраста часто нечетко, смазано, искаженно произносят те или иные звуки. Причины таких нарушений разнообразны и одной из них является несформированность органов речи. А ведь именно язык, щёки, губы, нижняя челюсть, мягкое и твердое нёбо участвуют в воспроизведении звуков речи человеком. Поэтому работу по развитию правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата необходимо начинать как можно раньше. Самым доступным и результативным способом является артикуляционная гимнастика. Это специальные упражнения, направленные на тренировку мышц органов артикуляции и выработку четких, полноценных движений, необходимых для правильного произношения звуков.

Публикация «Артикуляционная сказка-игра „История о весёлом Гномике“» размещена в разделах

Проводить такую гимнастику может не только логопед на специальных занятиях, но и родители в домашних условиях.

Предложенная артикуляционная сказка – это увлекательная форма развития органов артикуляционного аппарата, в которую включены не только упражнения, способствующие выработке движений языка, губ, щёк, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения разных групп звуков: свистящих, шипящих, cоноров – [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р`], [л], [л`], но и приёмы для развития дыхания и голоса. Поэтому сюжет сказки можно изменять, подбирая нужные упражнения в зависимости от деффектного произношения того или иного звука.

История о веселом Гномике.

(артикуляционная сказка)

В лесу стоял маленький домик (упражнение «Домик»). Вокруг домика был красивый заборчик (упражнение «Заборчик»). В этом маленьком домике жил веселый Гномик – Язычок (показать язычок). Утром Гномик проснулся и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение «Почистим верхние зубки», потом нижние зубки (упражнение «Почистим нижние зубки», прополоскал ротик (имитация полоскания рта, потом прополоскал справа (имитация полоскания правой щеки, потом слева (имитация полоскания левой щеки). Взял расческу и причесался (упражнение «Расческа»). Мама, тем временем, приготовила Гномику кашку, но она была горячая, и Гномик подул, чтобы остудить (упражнение «Подуть на широкий кончик языка», потом добавил в кашку малиновое варенье и все съел (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мама подала чай в чашечке (упражнение «Чашечка», с конфетами (рот закрыт, упирать кончик языка то в одну щеку, то в другую). Попил Гномик чай с конфетами и решил пойти погулять на улицу, выглянул в окошечко, а там дождик капает, он испугался и спрятался, снова выглянул – спрятался, выглянул – спрятался (упражнение «Змейка»). Дождик закончился, выглянуло солнышко. Гномик оделся, открыл дверь (упражнение «Домик», открыл калитку (упражнение «Заборчик») и вышел на улочку. Посмотрел вверх, а там Носик, он поздоровался с Носиком: «Здравствуй, Носик!» (упражнение «Дотянись языком до носика»). Потом посмотрел вниз, а там подбородок: «Здравствуй, Подбородок!» (упражнение «Дотянись языком до подбородка»).

Солнышко сильно пригревало, Гномику стало жарко, он лег на травку и стал загорать (Упражнение «Лопаточка»). Загорел, встал и отправился на поиски приключений.

Шёл – шёл и пришёл в лес, в котором росли колючие ели и сосны у них были такие тонкие иголочки (упражнение «Иголочка»). Бродил – бродил по лесу, нашел много грибов (упражнение «Грибок»). Увидел Лошадку и попросил ее покатать его, она согласилась, Гномик сел верхом на Лошадку и они поскакали сначала по дорожке (упражнение «Пощелкать кончиком языка», потом по травке (упражнение «Беззвучно пощелкать кончиком языка», по дорожке – по травке.

Язычок был такой радостный, что запел песенки (петь гласные звуки так, как будто голос поднимается, а затем опускается по лесенке – повышение и понижение тона). Устала Лошадка, остановилась, запыхалась (вдох через одну ноздрю, выдох через другую). Отдохнули друзья и пошли кататься с горки (упражнение «Горка»). Потом играли на гармошке (упражнение «Гармошка»). Качались на качелях (упражнение «Качели»). Было очень весело, и они запели песенки ( на мягкой атаке голоса протяжно произносить цепочки гласных звуков: А – О – И - У, И – О – У – А, и т. д.). Потом друзья играли в дразнилки (упражнение «Индюк»).

Но вдруг Гномик посмотрел на часики. А часики: «Тик – так, тик – так» (упражнение «Часики»). Время было много, Гномику пора домой. Лошадка подарила Гномику воздушные шарики, но они были не надутые, и друзьям пришлось их надуть (Упражнение «Загнать мяч в ворота»). А гномик подарил Лошадке мыльные пузыри, и они стали пускать их (надувать попеременно левую, правую и обе щеки). Попрощались друзья, обнялись. Пошел Гномик домой. Открыл калитку (упражнение «Заборчик», открыл двери, зашел в домик (упражнение «Домик», а там был беспорядок.

Решил Гномик прибраться. Взял кисточку, краску и стал красить потолок (упражнение «Маляр»). Потом стал мыть стены, начала с правой стороны, затем с левой стороны (водить языком по внутренней стороне правой и левой щёк). Мама попросила Гномика повесить красивую картину. Гномик взял молоток, гвозди и начал прибивать (упражнение «Барабанщики»). Прибил. В домике стало уютно и красиво! Устал Гномик, попил чай из чашечки (упражнение «Чашечка», лег в кроватку и уснул (упражнение «Лопаточка»).

Описание упражнений используемых в сказке

Домик

Открыть рот, подержать его открытым, затем закрыть.

Заборчик

Растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, зубы при этом сомкнуты в естественном прикусе.

Почистим верхние зубки

Приоткрыть рот, показать зубы и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Почистим нижние зубки

Приоткрыть рот, показать зубы и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Расческа

Улыбнуться, закусить язык зубами и водить между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

Подуть на широкий кончик языка

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Чашечка

Улыбнуться, высунуть язык, поднять кончик, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получился «ковшик».

Змейка

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и сделать его узким, резко спрятать, рот открыт, резко высунуть, делать 2 – 3 раза.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Иголочка

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и сделать его узким.

Грибок

Улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

Пощелкать кончиком языка

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Беззвучно пощелкать кончиком языка

Выполнять те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Горка

Открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. После этого сначала выгнуть среднюю и заднюю части языка вверх, затем опустить их вниз.

Гармошка

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Качели

Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку.

Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл.

Часики

Открыть рот и кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

Загнать мяч в ворота

Вытянуть губы вперед и длительно дуть, не надувая щек.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Публикации по теме:

Коррекция нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения[/b] г. Мурманск МБДОУ №131 учитель – логопед Бурганова Е. В. У детей дошкольного возраста часто.

Презентация «Развитие речи ребенка до трех лет» Как же происходит развитие речи нового в этом мире человека? От чего оно зависит? Насколько слаженно работают сиситемы организма, начиная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная сказка-игра «История о весёлом Гномике»
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 07:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД