Дания Шарифуллина
Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии выявляет характерные недостатки и закономерности нарушенного нервно-психического развития - это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций и т. д. Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего, время начала лечебно-коррекционных мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-педагогические коррекционные мероприятия могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Публикация «Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии» размещена в разделах
Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые, поведенческие стереотипы. Если же эти стереотипы изначально сформированы при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.
Основные принципы коррекционной педагогики – индивидуальный подход и единство педагогического и лечебно-коррекционного процесса, где обязательно учитывается принцип «соответствия», т. е. все интеллектуальные нагрузки должны соответствовать психомоторным возможностям и общему состоянию ребенка. Необходимо учитывать, что при работе с детьми с нарушениями в развитии наиболее эффективным является игровая форма работы.
В форме коррекционно-развивающих игр и упражнений, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развитие умственных способностей, тренировки памяти и мышления, которые дают положительный результат, помогают лучше усваивать и закреплять знания, воспитывают у детей наблюдательность, обучают их приемам логического мышления, в процессе игры дети приобретают новые знания, умения и навыки. Игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей. Теоретическим основанием этому является и то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей – дошкольников.
Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольников и возможности её использования в коррекционных и терапевтических целях достаточно хорошо изучены и доказаны:
1. В особых игровых условиях ребёнок имеет возможности моделировать систему социальных отношений в наглядно – действительной форме, развивать ориентировку в них.
2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребёнка, он становится социально – компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. В игре происходит поэтапное освоение, отработка интериорезация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
4. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребёнок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
5. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребёнка.
Таким образом, использование игр и игровых упражнений в коррекционных целях – это комплексное воздействие на развитие ребёнка, усовершенствование отстающих звеньев, а также на поведение ребёнка дошкольника. Интерес к играм, которые требуют напряжения мысли, появляются не всегда и не у всех детей сразу, поэтому игры вводятся постепенно и заставлять выполнять детей нельзя, и необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех ситуациях для ребенка сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло уверенность в своих силах.