Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии

Дания Шарифуллина
Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии выявляет характерные недостатки и закономерности нарушенного нервно-психического развития - это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций и т. д. Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего, время начала лечебно-коррекционных мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-педагогические коррекционные мероприятия могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые, поведенческие стереотипы. Если же эти стереотипы изначально сформированы при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

Основные принципы коррекционной педагогики – индивидуальный подход и единство педагогического и лечебно-коррекционного процесса, где обязательно учитывается принцип «соответствия», т. е. все интеллектуальные нагрузки должны соответствовать психомоторным возможностям и общему состоянию ребенка. Необходимо учитывать, что при работе с детьми с нарушениями в развитии наиболее эффективным является игровая форма работы.

В форме коррекционно- развивающих игр и упражнений, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развитие умственных способностей, тренировки памяти и мышления, которые дают положительный результат, помогают лучше усваивать и закреплять знания, воспитывают у детей наблюдательность, обучают их приемам логического мышления, в процессе игры дети приобретают новые знания, умения и навыки. Игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей. Теоретическим основанием этому является и то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей – дошкольников.

Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей дошкольников и возможности её использования в коррекционных и терапевтических целях достаточно хорошо изучены и доказаны:

1. В особых игровых условиях ребёнок имеет возможности моделировать систему социальных отношений в наглядно – действительной форме, развивать ориентировку в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребёнка, он становится социально – компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

3. В игре происходит поэтапное освоение, отработка интериорезация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

4. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребёнок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

5. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребёнка.

Таким образом, использование игр и игровых упражнений в коррекционных целях – это комплексное воздействие на развитие ребёнка, усовершенствование отстающих звеньев, а также на поведение ребёнка дошкольника. Интерес к играм, которые требуют напряжения мысли, появляются не всегда и не у всех детей сразу, поэтому игры вводятся постепенно и заставлять выполнять детей нельзя, и необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех ситуациях для ребенка сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Педагогическая характеристика детей с ЗПР Дети с ЗПР обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. У.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Аспекты построения коррекционно-развивающей работы у детей с отклонениями в развитии
Опубликовано: 7 января 2015 в 22:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...