Елена Малышева
Отчет воспитателя об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
▼ Скачать + Заказать документы
Аттестационный материал
1.1.1 Отчет воспитателя Малышевой Е. Л.
об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик на период с 2013-2017 г.
На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в работе как традиционные, так и современные образовательные технологии. Свою работу с детьми строю с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Публикация «Отчет воспитателя об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик» размещена в разделах
Приоритетным направлением моей деятельности является личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества. Придерживаюсь в общении с детьми положения «Не рядом, не над, а вместе».
Моя цель: Содействовать становлению ребенка, как личности, развивать индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции, понять, что его интересует. Тактика общения - сотрудничество, способы общения- понимание, признание, и принятие личности ребенка.
К числу современных образовательных технологий, которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:
1 Технологии и методики развивающего обучения по Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100».
1.1 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте, пособия «По дороге к Азбуке», Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
1.2 Введение в художественную литературу, пособие «Наши книжки» Чиндилова О. В., Баденова А. В.
1.3 Введение в математику, пособие «Моя математика», Корепанова М. В., Козлова С. А.
1.4 Ознакомление с окружающим миром, пособие «Здравствуй, мир!» Вахрушева А. А., Кочемасова Е. Е.
1.5 Изобразительная деятельность Куревина О. А.
1.6 Курс «Познаю себя», пособие «Это Я» Карепанова М. В., Харлампова Е. В.
1.7 Курс «Синтез искусств», пособие «Путешествие в прекрасное» Куревина О. А., Селезнева Г. Е
Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Использование технологии развивающего обучения большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с воспитателем. Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
2. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).
ИКТ в работе педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к ННОД и для оформления стендов, группы, (сканирование Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к ННОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Компьютер становится в детском саду и рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.
В воспитательно-образовательном процессе используются программы :
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Использование мультимедийных презентаций
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В рамках реализации программы развития детей с использованием новых технологий я поставили перед собой цель:
• Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей
• Задачи:
• Способствовать всестороннему развитию детей: умственному, творческому, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы. •
• Развивать мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску на занятиях. •
• Повысить планку подготовки детей к школе и устранить «цифровое неравенство»
3. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
• Высокая самостоятельность детей;
• Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
• Развитие мыслительных способностей детей.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Для меня очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
4. Технология проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
5. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
6. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты.
Работу по Личностно – ориентированной технологии провожу через Кружковую работу, которая даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их интересов и потребностей. Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. В своей группе веду кружок по «Художественно эстетическому развитию» «Золотые россыпи России»
ЦЕЛЬ:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства; удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Перспективный план кружковой работы «Использование разнообразных техник
нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет»
Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема занятия
сентябрь рисование пальчиками Дождик, дождик пуще
октябрь рисование пальчиками Осеннее дерево
Горошинки на зонтике
ноябрь рисование пальчиками Домашнее консервирование
Сшили Тане сарафан
декабрь рисование ватными палочками Снег идет
Новогодняя елочка
январь рисование ладошками Петушок, петушок
рисование ватными палочками Ягодки рябины
февраль штамп Кубики
оттиск (штамп) поролоном Окошки в теремке
март рисование смятой бумагой Цветы для мамочки
рисование ватными палочками Весенняя капель
апрель оттиск (штамп) поролоном, трафарет Пасхальное яйцо
рисование ладошками Солнышко лучистое
май монотипия Воздушные шарики
рисование смятой бумагой Носит одуванчик
В 2013-2014 учебном году тема по самообразованию была «Освоение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми». По этой теме выступала с докладом на педсовете ««Современные образовательные технологии и их эффективное использование в ДОУ» - ноябрь 2013 г.
Вывод: Результатом использования личностно-ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В своей работе я использую следующие формы организации:
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физкультурные досуги и развлечения
В 2015-2016 г. Совместный проект с инструктором по физической культуре «Хочу быть здоровым»
Участие во Всероссийском конкурсе 2018 году «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
2016 году участие в конкурсе «Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье»
Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо- эмоциональное самочувствие и здоровье детей
8. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, т. е. целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
9. Технология портфолио дошкольника.
Одним из видов современных технология является технология детского портфолио. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. В своей работе с детьми данная технологию приносит положительный результат.
Я стараюсь идти в ногу со временем, в этом мне помогает: 10. Информационно-коммуникационная технология. Которая, помогает мне в оформление групповой документации, отчетов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
В заключение хочется сказать, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом.
Применяя в работе данные технологии в период с 2013 по 2017г в моей группе дети показали следующие результаты:
Показатели результативности диагностики усвоения разделов программы с использованием современных образовательных
технологий и методик.
Разделы программы 2014-2015 уч. год
Старшая группа 2015-2016 уч. Год
(1 младшая группа) 2016-2017уч. год
(2 мл. гр. группа)
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
Художественно-эстетическое развитие (ознакомлениес художественной литературой) 49% 62% 20% 31% 31% 39%
Познавательное развитие (ФЭМП) 45% 68% 28% 33% 38% 42%
Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) 52% 70% 48% 62% 44% 56%
Художественно-эстетическое развитие
Рисование 38% 64% 25% 37% 38% 44%
Лепка 42% 68% 20% 38% 42% 48%
Аппликация 43% 64% 21% 33% 36% 42%
Речевое развитие (осетинский язык) 45% 75 % 16 % 28 % 30% 49%
Социально-коммуникативное (ОБЖ) 45% 68% 21% 34% 34% 52%
Физическое развитие 56% 74% 23 % 45 % 46 % 58 %
Речевое развитие (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) 61% 86% 20% 33% 61 % 86 %
Всего 47,6% 69,9% 28,4% 37,4% 40% 51,6%
Исходя из результатов данной диагностики, заметно прослеживается динамика повышения усвоения разделов программы. Это явилось следствием использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Игровая технология :
Диагностировались воспитанники :
Старшей группы -2014г 25 человек
1младшей группы – 2015г., 20 человек
2 младшей группы -2016г. 25 человек
2013год-начало учебного года-48-12 26% 4 детей конец учебного года -72%- 10 детей
2014год-начало учебного года-26%-442% - 9 детей конец учебного года -37% - 14 детей
2015 год-начало учебного года-38% - 12 детей конец учебного года – 41% - 17 детей
Подводя итоги диагностики, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе данной группы положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.
Гуманно-личностная технология
Диагностировались воспитанники :
Средней группы -2013г 25 человек
Старшей группы – 2014г., 25 человек
Младшей группы -2015г. 21 человек
2013год-начало учебного года- 26% - 4 детей конец учебного года -45%- 10 детей
2014год-начало учебного года-42% - 9 детей конец учебного года -63% - 14 детей
2015 год-начало учебного года-48% - 12 детей конец учебного года – 72% - 17 детей
Таким образом, на конец учебного года у большинства детей приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, коммуникативность, любовь к родному краю, традиция
В свою работу внедряю проектную технологию. Внедрение в практику начиналось с использования краткосрочного проекта, педагог – дети. В дальнейшей работе применяла долгосрочные проекты, привлекая родителей, что положительно сказалось на развитии личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Работая педагог – дети - родители привело к улучшению работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада
Проектная технология
Год Срок Участники Название
2013-2014 Краткосрочный Педагог - дети Проект- презентация художественно эстетическое развитие «Любимые сказки»
2014-2015 Долгосрочный Педагог – дети - родители «Быт наших предков – казаков станицы Змейской»
2015-2016 Долгосрочный Педагог – дети - родители по физическому развитию «Хочу быть здоровым»
2016-2017 Краткосрочный Педагог – дети - родители «Витамины всех полезней сберегут нас от болезней»
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
В своей работе стараюсь применять, такие методы как : использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, самомассаж, игровой массаж и др. Тем самым повышать результативность воспитательно – образовательного процесса, формировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Вывод : Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
В результате практической совместной деятельности воспитателя, инструктора физкультуры, медицинской сестры в группе разработана система с 2013 -2017 г по реализации выполнения задач физкультурно-оздоровительной работы.
Представляю схему этих мероприятий.
ФОРМЫ РАБОТЫ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЗРАСТ, ГРУППЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
1 2 3 4 5
Остепатическая гимнастика После сна в постелях каждый день. Физические упражнения по щадящей активизации ребёнка с элементами закаливания. Средняя
Старшая
Медсестра
Динамические паузы
Во время занятий
(2 -3 минуты) по мере утомляемости детей. Комплексы физкультурных минуток.
Включать комплексы дыхательных упражнений. Вторая мл.
Средняя
Старшая Воспитатель
Пальчиковая
гимнастика
Ежедневно проводить как:
- индивидуально;
- с подгруппой;
- всей группой. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.
Проводить на прогулке в первой половине дня.
«Оздоровительная работа»
Авт. Г. А. Широкова Вторая мл.
Средняя
Старшая Воспитатель.
Дорожки здоровья
После сна вся группа ежедневно. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. Вторая мл.
Средняя
Старшая Воспитатель.
Инструктор
Физкультуры
Кинезотерапия
Один раз в неделю (по вторникам) вся группа в первой половине дня на прогулке. Комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Средняя
Старшая
Медсестра
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3 – 5 минут после занятий в зависимости от сетки занятий. Рекомендуется использование наглядного материала, показ.
«Оздоровительная работа»
Авт. Г. А. Широкова Вторая мл.
Средняя
Старшая Воспитатель.
Дыхательная гимнастика
В разных формах физкультурно – оздоровительной работы. Проветривание помещения.
«Оздоровительная работа»
Авт. Г. А. Широкова Вторая мл.
Средняя
Старшая Медсестра
Воспитатель.
Игровые упражнения точечного массажа
В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Проводить по специальной методике, показан детям с частичным ОРЗ. Используется наглядность. Вторая мл.
Средняя
Старшая Медсестра
Воспитатель
Ситуативные малые игры Два раза в месяц в группе для всех детей. Ролевая подражательная имитационная игра. Вторая мл.
Медсестра
Ритмика
Один раз в неделю в первой половине дня. Средняя
Старшая Муз. рук.
Игровой час (бодрящая гимнастика) После сна в группе каждый день. Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений. Вторая мл.
Средняя.
Старшая.
Воспитатель
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурных занятий на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей., используя только элементы спортивных игр.
Вторая мл.
Средняя
Старшая Воспитатель
(в группе, если непогода)
Инструктор
физкультуры
(на прогулке)
Спортивные игры
Два раза в неделю на участке. По программе Э. И. Адашкявиченс «Баскетбол» для дошкольников». Старшая Инструктор
Физкультуры
Весёлые старты
Один раз в неделю во второй половине дня в группе или на прогулке. Подвижные игры, игры – эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Вторая мл.
Средняя
Старшая Инструктор
Физкультуры
Физкультурные досуги, праздники
Один раз в квартал в группе или на площадке. Вторая мл.
Средняя
Старшая Инструктор
Физкультуры
Использование данных педагогических методик позволило повысить успешность усвоения программы по образовательной области.
Уровень развития знаний, умений и навыков детей по разделу: «Физическое воспитание» за 2013 – 2017 у. г.
Уровень Старшая группа
2014-2015 Первая мл. гр.
2015- 2016 Вторая мл. гр.
2016-2017
Высокий 65% 32% 35%
Средний 25% 58% 50%
Низкий 5% 10% 15%
Исходя из результатов данной таблицы, заметно прослеживается динамика повышения физической подготовленности детей. Это явилось следствием применения в образовательном процессе разнообразных здоровьесберегающих технологий
Нельзя не отметить и то, что у моих воспитанников остаётся стабильным посещение детей за отчётный период 2014 – 2015 год, 2015 – 2016 год, 2016– 2017 год. За исключением пропущенных д/дней по болезни за период 2014 – 2015год по причине ветрянки. Укреплению и сохранению здоровья, снижению заболеваемости способствует эффективное применение здоровьесберегающих технологий. Об этом свидетельствует мониторинг уровня здоровья воспитанников
Мониторинг уровня здоровья воспитанников.
год Количество случаев ОРЗ и инфекций
На одного ребёнка Количество пропущенных д/дней по болезни На одного ребёнка
2014- 2015 70 2,5 463 15.9
2015-2016 58 2.3 399 15.8
2016- 2017 42 1.7 451 19.2
Применение в работе группы в полном объёме здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и их родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Также в своем воспитательно - образовательном процессе применяю и использую материалы по национально-регионального компоненту.