МААМ-картинки

Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М. А. Балакирева (г. Смоленск)

Ирина Хохлова
Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М. А. Балакирева (г. Смоленск)
▼ Скачать + Заказать документы

АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ФОЛЬКЛОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. А. БАЛАКИРЕВА (г. Смоленск)

В своей работе я использую способ, максимально приближающий детей к первоисточникам, а именно – к аудиозаписям Смоленских исполнителей.

Публикация «Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М, А, Балакирева (г, Смоленск)» размещена в разделах

Исполнители народных песен имеют необыкновенный талант. Впечатляет их музыкальная память: многие песенники в своем репертуаре имеют от нескольких десятков до нескольких сотен песен. И в этом репертуаре множество жанров: песни детские, семейные, духовные, исторические, календарные, солдатские, игровые, плясовые, свадебные, частушки и т. д.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждается, как наша земля, в защите и восстановлении. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

В настоящее время педагогика большое внимание уделяет изучению народного опыта воспитания детей. Несколько десятилетий этим занимается этнопедагогика - отдельное направление педагогической науки.

Фольклор обладает большим воспитательным потенциалом для воспитания подрастающего поколения. Народное поэтическое слово, фольклорная музыкальная интонация, традиционная хореография – все это способствует воспитанию эстетического чувства красоты, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов. Фольклорная деятельность развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, воображение и фантазию, активизирует творческие способности детей. Разнообразные народные попевки в силу своей естественности позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха. Выразительные, яркие музыкально-поэтические тексты развивают артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют певческую культуру. Хороводно-обрядовые песни служат развитию общей координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.

В старину каждой возрастной группе соответствовали свои жанры фольклора. В раннем детском возрасте использовались пестушки, потешки, прибаутки, небылицы - перевертыши, колыбельные песни; для детей постарше - считалки, дразнилки, сказки, заклички, скороговорки; для молодежи – игры, хороводы; для взрослых – календарно - обрядовые, семейно - бытовые песни.

Каждый из перечисленных жанров обладает своими определенными воспитательными возможностями. Например, пестушки представляют собой свод приемов физического воспитания, способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков и сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием. В потешках в игровой форме заключены первые нравственные опыты, соединяются развлекательные и поучительные моменты. Главным назначением прибауток является развитие мышления и внимания. Когда ребенок начинает говорить, активно двигаться в процесс воспитания включаются считалки, дразнилки, заклички, скороговорки, которые обучают счету, знакомят с жизнью насекомых, птиц, природными явлениями, развивают артистизм, голосовые возможности и т. д. В этом же возрасте дети приобщаются к играм, которые воспитывают чувство товарищества, умение общаться друг с другом, развивают силу, ловкость, смекалку, при пении – музыкальный слух, ритмическое чувство, память.

Все дети и подростки в древности вовлекались в трудовую жизнь семьи, а также в обряды и праздники. Девочки нянчили своих младших сестер и братьев, исполняли им колыбельные, прибаутки, пестушки. Мальчики помогали пасти скот, учились мастерить пастушьи музыкальные инструменты и играть на них. Все дети участвовали в народных действах и обрядах - свадебных, масленичных, святочных, колядках и т. д.

Любимым фольклорным жанром молодежи являлся хоровод, воспитательные функции которого очень многозначны. В хороводах молодые люди вырабатывали культуру поведения, учились общаться, красиво двигаться, коллективно петь. Содержание хороводных песен знакомило их с трудовыми процессами («А мы просо сеяли», со свадебными обрядами («Отдавали молоду»).

И здесь сразу же возникают проблемы: как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, какие им по силам, а какие нет? Прежде всего, педагогам, занимающимся фольклором, необходимо напомнить о главной цели занятий песенным творчеством – поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования и, прежде всего, в одном из наиболее массовом его видов – хоровом пении.

При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником — работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Приближение к этнографически достоверному воссозданию фольклорного явления возможно лишь при неизменной ориентации на пение “народных исполнителей”, при условии тонкой работы слуха во время постижения особенностей “этнографического” звучания.

Особое внимание в процессе работы в коллективе, а также с детьми на уроках сольного пения, уделяется особенностям словесного или вербального языка. Участники фольклорного коллектива должны уметь говорить на диалекте изучаемой песенной традиции, а также пользоваться им в процессе пения. Для того, чтобы не упустить ни одну важную деталь, отражающую специфику местного говора, в репетиционном процессе используются помимо собственно музыкально-песенных форм и прозаические жанры фольклора (сказки, приговоры, и пр., а также привлекаются записи разговорной речи носителей традиции.

Важно определить те свойства местного говора, которые отличают его от литературного произношения, а также от говора других традиций. На занятиях мы используем прослушивание записей исполнителей разных регионов России – южного и северного.

Свободное владение диалектной речью предельно важно в фольклорном ансамбле не только потому, что говор отражает специфику местной традиции. Особенности диалектной речи качественно взаимосвязаны с музыкально-исполнительскими закономерностями — диалектными особенностями тембра и звукоизвлечения. То или иное произношение гласных и согласных звуков влияет на качество подачи звука — например, “близкий” или “глубокий”, “плоский” или «округлый».

Передо мной стоит очень важная задача: сделать процесс обучения, передачи знаний максимально познавательным, необходимо заинтересовать и сплотить участников фольклорного ансамбля, преподнести музыкальный материал как можно интереснее.

Результаты практики доказывают, что выбор народных песен, подходящих для работы с детским ансамблем, обширен и разнообразен. Именно репертуар во многом определяет исполнительский облик детского фольклорного коллектива, отражает направленность творческих поисков его руководителя.

В репертуар нашего коллектива входят не только образцы детского фольклора, созданные взрослыми и самими детьми (прибаутки, потешки, колыбельные, заклички, дразнилки и т. д., но и многое другое из традиционных «взрослых» жанров: различные варианты календарных («Коляда», «Масленица» и «Троица», хороводных, игровых, плясовых, шуточных, лирических, свадебных и других песен, духовные стихи, частушки, припевки. Главное, они должны обладать художественными достоинствами, быть доступными для исполнения детьми соответствующего возраста. Учащиеся старших классов исполняют песни из репертуара Ольги Владимировны Трушиной – нашей знаменитой песенницы из Смоленской области.

О. В. Трушина — певица-самородок. Всю свою жизнь (родилась в 1919 г.) она проработала на селе в Кардымовском районе Смоленской области. Петь специально нигде не училась, на сцене до встречи с фольклористами не выступала. Она пела только «для себя», но пела всегда и везде, чутко прислушиваясь к тому, что и как поют другие.

Ольга Владимировна Трушина принадлежит к тому удивительному кругу людей из народа, которые олицетворяют собой характерный национальный тип; именно о таких людях, о таких «певцах» писал И. С. Тургенев. От природы одаренная во всем, она не только творит в своих песнях прекрасное, но и воспринимает весь мир сквозь призму прекрасного и сама постоянно тяготеет к нему. Поэтому она, вероятно, сначала стихийно, а затем уже вполне осознанно стала самобытным собирателем русской народной песни. При этом ее особое внимание было обращено на лирику, на песни, посвященные тяжелой доле русской крестьянки прошлых времен. Трагическая окраска образов этих песен была, вероятно, в чем-то созвучна у О. В. Трушиной с ее собственной судьбой, в которую наиболее драматические страницы вписала прошедшая сорок лет назад война.

Помимо великолепного сильного и красивого голоса, прекрасной памяти и поразительного по своему разнообразию и объему фольклорного репертуара (около 400 песен) О. В. Трушину отличает еще одна важная особенность — она певица-солистка. В ее исполнении многоголосная хоровая песня получает обобщенное, принципиально одноголосное воплощение. Ее исполнительской манере присущи артистизм и мастерство, одухотворенность и глубина познания и передачи фольклорной традиции.

Такие яркие образцы аутентичного фольклора должны исполняться не только взрослыми исполнителями нашей современности, но и в детских фольклорных коллективах.

Публикации по теме:

«В мире музыки» концерт учащихся школы искусств.«В мире музыки» концерт учащихся школы искусств. Со школой искусств наш детский сад связывает давняя дружба и совместная плодотворная работа. Уже несколько лет подряд реализовывается творческий.

Сценарий концерта детской музыкальной школы в детском саду «Весеннее настроение» Преподаватель Казакова В. С. 2017 Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Вот и опять у нас уже можно сказать,.

Методическая разработка из опыта работы преподавателя детской школы искусств по изобразительной деятельности МБУ ДО «Детская школа искусств имени Александра Семёновича Розанова» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ.

Партнёрское занятие ДОУ и педагогов детской музыкальной школы «Путешествуем всей семьёй» (средняя группа для детей с ОНР) Партнёрское занятие ДОУ и педагогами Детской музыкальной школы. «Путешествуем всей семьёй» (средняя группа для детей с ОНР) Занятие проводилось.

«Праздник для всей семьи» (средняя группа для детей с ОНР). Партнёрское занятие ДОУ, родителей и детской музыкальной школы Партнёрское занятие ДОУ, родителями и педагогами Детской музыкальной школы. «Праздник для всей семьи» (средняя группа для детей с ОНР).

Проект «Мой Смоленск» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города Смоленска. Педагогический проект «Мой Смоленск».

Работы учащихся на декоративно-прикладном отделении, направление «Народные росписи».Работы учащихся на декоративно-прикладном отделении, направление «Народные росписи». Приглашаю всех гостей моей страницы посмотреть небольшую выставку работ моих учеников на декоративно-прикладном отделении,направление "Народные.

Сценарий детской игровой программы для начальной школы «Волшебный цветок!» Ведущая: Здравствуйте ребята! Недавно прошел самый замечательный, весенний праздник 8 марта! Вы поздравляли наших очаровательных девочек.

Сценарий проведения юбилейного вечера музыкального отделения детской школы искусств «Дорога длиною в 50 лет» Сценарий проведения юбилейного вечера Бутурлиновской детской школы искусств, музыкального отделения «Дорога длинною в 50 лет» Звучат фанфары.

Выставка «В Горнице моей светло…» Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. ВрубеляВыставка «В Горнице моей светло…» Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами впечатлениями о данной выставке, которую мне посчастливилось посетить. Выставка посвящена частному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М. А. Балакирева (г. Смоленск)
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 03:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аутентичное исполнительство на фольклорном отделении детской школы искусств имени М. А. Балакирева (г. Смоленск)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хохлова (УИ 823415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД