Галина Лыкова
Авторская программа «Азбука дорожных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Наш детский сад «Чебурашка» стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Публикация «Авторская программа „Азбука дорожных наук“» размещена в разделах
В рамках реализации работы в этом направлении в 2009 году мы создали программу «Азбука дорожных наук».
Цель программы : создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы :
1. Предоставит дошкольникам образование в рамках государственных стандартов.
2. Сформировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.
3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации ДОУ, инспектора ГИБДД.
4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
5. Поддерживать у родителей дошкольников устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
6. Использовать материально-технический потенциал детского сада и другие его возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
7. Воспитать грамотного пешехода.
Программа строится по следующим принципам:
-реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса воспитания и обучения;
-учёт потребностей детей, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
-сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;
-обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
-обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
-развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка.
В программе представлены разделы: нормативно-правовое обеспечение программы, методическая работа ДОУ, работа воспитателя, взаимодействие детского сада и ГИБДД, работа с родителями, знания и умения детей.
В последнем разделе чётко указано, что выпускник детского сада должен знать правила светофора, пешеходный переход – «зебра», правила для пешехода, правила для пассажиров общественного транспорта, разнообразные виды транспорта, дорожные знаки : предупреждающие (они изображены в красном треугольнике, запрещающие (изображены в круге красного цвета, предписывающие (изображены в круге голубого цвета, знаки особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике, информационные (изображены в квадрате голубого цвета) и знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).
Последний раздел представляет собой план – программу, где начиная со 2-ой младшей группы по месяцам описаны занятия, беседы, прогулки, экскурсии по обучению детей ПДД с программным содержанием, проблемные ситуации, рекомендуются для чтения и заучивания произведения художественной литературы, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительные игры, игры с песком, даны темы консультаций с родителями, темы родительских собраний.
Реализация этой программы в саду происходит в течение одного года и рассчитана на оказание помощи воспитателям в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД,
в группах ведётся накопление дидактического материала по правилам дорожного движения, сделанного руками детей, педагогов, младших воспитателей, родителей.
Опыт работы показал, что в результате реализации данной программы обеспечивается эффективная организация деятельности нашего детского сада по обучению детей правилам дорожного движения.