Наталья Ефремова
Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет «Дельфиненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная авторская программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность, является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005, и разработана на основе методике Осокиной Т. И. (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и родителей. М. : «Просвещение», 1991).
Публикация «Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет „Дельфиненок“» размещена в разделах
- Дельфин
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Плавание, бассейн в детском саду
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействие их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки.
Что касается ближайших задач занятий плаванием, то они заключаются в том, чтобы дать детям возможность привыкнуть к условиям необычной для них среды, освоится в воде, привить им привычку и любовь к пользованию водой.
Формы и режим занятий. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Общее количество занятий 36.
При включении в режим дня занятий по плаванию в него вносят некоторые изменения. Однако режим нужно составлять так, чтобы предусмотреть достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Занятия по плаванию должны проходить не раннее чем через 40 минут после еды. Температура воды в бассейне +30°С (+, -1°С, температура воздуха в зале с ванной +29°С (+, -1°С, в раздевалке с душевой +25+26°С.
Прогулка детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей. (Сан Пин п. 12.7).
Ведущей формой организации обучения является подгрупповая. Наряду с этим, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.
№ Критерии Показатели Методы
1 Потребность в познании. • Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде;
• Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.
2 Потребность заниматься.
• Посещаемость занятий
• Активность на занятиях
Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.
3 Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками. • Умение самостоятельно организовать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.
• Активное участие в спортивной жизни ДОУ.
• Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников. Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения.
4 Опыт ЗОЖ. • Потребность в самостоятельном выполнении каких-либо упражнений.
• Самообслуживание, гигиена. Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
В МБДОУ №1 «Русалочка» плавание начинается с групп детей 3-4 лет. Здесь проводится 1 занятие в неделю. Его длительность составляет 10-15 минут. Группа делится на 2-3 подгруппы по 8-10 человек.
Содержание программы.
Техника безопасности:
ознакомление с правилами поведения в бассейне.
Теория:
- Освоение различных способов передвижения.
- Игры на освоение передвижений в воде.
- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
- Действия с предметами.
- Игры для ознакомления со свойствами воды.
- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхания, дуть на воду.
- Игры для приобретения навыков погружения под воду.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Техника работы ног как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно.
- Игры на освоение навыка скольжения.
- Праздник на воде.
Учебно - тематический план
II год обучения.
В группах детей 4-5 лет также проводится 1 занятие в неделю, но его длительность увеличивается и составляет 15-20 минут. А количество детей в подгруппе составляет 10-12 человек.
Содержание программы.
Техника безопасности:
Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы. Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне. Просмотр видеофильма.
Теория:
- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.
- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий.
- Ознакомление со спортивными способами плавания.
- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с последующим погружением.
- Упражнения для ОФП.
- Передвижения в воде.
- Погружения под воду.
- Открывание глаз в воде.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания.
- Движения ног кролем.
- Движения рук как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно.
- Игры для освоения передвижений в воде.
В заключение занятия проводится свободное плавание, которое повышает его эмоциональную окрашенность, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.
Праздник на воде.
Учебно – тематический план
III год обучения.
В группах детей 5-6 лет к одному занятию в неделю добавляется еще и кружковая деятельность. Получается, что дети этого возраста посещают бассейн 2 реза в неделю. Длительность каждого посещения составляет 20-25 минут. Группа также делятся на подгруппы по 10-12 человек.
Содержание программы.
Техника безопасности:
Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций
Теория:
- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания
- Формирование представления о водных видах спорта.
- Реализация проекта в группе «Волшебница вода».
- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами.
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду самостоятельно.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания.
- Передвижения в воде шагом.
- Передвижения бегом в разном темпе, выполняя гребковые движения руками.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу.
- Погружение под воду.
- Открывание глаз в воде.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.
- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди
- Плавание кролем на груди и спине.
- Игры со скольжением и плаванием.
Праздник на воде.
Учебно – тематический план
IV год обучения.
В группах детей 6-7 лет одно занятие и один кружок в неделю, то есть бассейн посещается 2 раза в неделю. Длительность занятий 25-30 минут. В подгруппе 10-12 человек.
В этом возрасте завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не значит, что дети полностью овладеют технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание в общих чертах. Их движения еще не достаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма.
Содержание программы.
Техника безопасности:
Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов. Моделирование знаков «Правила поведения на воде».
Теория:
- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания.
- Расширение представления о водных видах спорта.
- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами.
- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам…».
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки
- Спуск в воду самостоятельно.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания.
- Передвижения в воде шагом.
- Передвижения в воде бегом.
- Передвижения в воде прыжками.
- Погружение под воду.
- Открывание глаз в воде.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.
- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс.
- Скольжение на груди.
- Скольжение на спине.
- Плавание кролем на груди и спине.
- Плавание брассом.
- Игры – эстафеты.
- Игры с элементами водных видов спорта.
- Акваэробика (в воде под музыку).
- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания.
Праздник на воде.
Обеспечение программы.
Наглядно-дидактические пособия:
- плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;
- иллюстрации с изображением водных видов спорта;
- картинки с изображением морских животных;
- картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания;
-картотека игр упражнений на воде для каждой возрастной группы,
-комплексы дыхательных упражнений;
- подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
Материально-техническое обеспечение:
• Оборудование:
- плавательные доски,
- игрушки и предметы, (плавающие) разных форм и размеров,
- игрушки и предметы (тонущие, разных форм и размеров,
- надувные круги разных размеров,
- нарукавники,
- очки для плавания,
- мячи разных размеров,
- обручи плавающие и с грузом,
- шест,
- поплавки цветные (флажки,
- нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
• Технические средства обучения:
- фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания»,
- картотека видеоматериалов для теоретических занятий,
- музыкальный плеер,
- диски с музыкальными композициями
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.
4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
5. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2009год.
8. Журнал «Дошкольное воспитание»№11, 2009год.
9. Журнал «Дошкольное воспитание»№4,2011год. Стр. 61 «Игра на занятиях плаванием»
10. Журнал «Дошкольное воспитание»№12, 2011год. Стр. 42 «Учимся плавать играя».
11. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 6, 2013год. Стр. 91 Мастер класс для педагогов «Ветер по морю гуляет и кораблик погоняет» (подводящие упражнения для обучения плаванию).