Папки-передвижки

Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет «Дельфиненок»

Наталья Ефремова
Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет «Дельфиненок»

Пояснительная записка.

Данная авторская программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность, является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005, и разработана на основе методике Осокиной Т. И. (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и родителей. М. : «Просвещение», 1991).

Публикация «Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет „Дельфиненок“» размещена в разделах

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействие их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки.

Что касается ближайших задач занятий плаванием, то они заключаются в том, чтобы дать детям возможность привыкнуть к условиям необычной для них среды, освоится в воде, привить им привычку и любовь к пользованию водой.

Формы и режим занятий. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Общее количество занятий 36.

При включении в режим дня занятий по плаванию в него вносят некоторые изменения. Однако режим нужно составлять так, чтобы предусмотреть достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Занятия по плаванию должны проходить не раннее чем через 40 минут после еды. Температура воды в бассейне +30°С (+, -1°С, температура воздуха в зале с ванной +29°С (+, -1°С, в раздевалке с душевой +25+26°С.

Прогулка детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей. (Сан Пин п. 12.7).

Ведущей формой организации обучения является подгрупповая. Наряду с этим, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.

№ Критерии Показатели Методы

1 Потребность в познании. • Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде;

• Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.

2 Потребность заниматься.

• Посещаемость занятий

• Активность на занятиях

Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.

3 Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками. • Умение самостоятельно организовать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.

• Активное участие в спортивной жизни ДОУ.

• Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников. Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения.

4 Опыт ЗОЖ. • Потребность в самостоятельном выполнении каких-либо упражнений.

• Самообслуживание, гигиена. Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

В МБДОУ №1 «Русалочка» плавание начинается с групп детей 3-4 лет. Здесь проводится 1 занятие в неделю. Его длительность составляет 10-15 минут. Группа делится на 2-3 подгруппы по 8-10 человек.

Содержание программы.

Техника безопасности:

ознакомление с правилами поведения в бассейне.

Теория:

- Освоение различных способов передвижения.

- Игры на освоение передвижений в воде.

- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

- Действия с предметами.

- Игры для ознакомления со свойствами воды.

- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхания, дуть на воду.

- Игры для приобретения навыков погружения под воду.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Техника работы ног как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно.

- Игры на освоение навыка скольжения.

- Праздник на воде.

Учебно - тематический план

II год обучения.

В группах детей 4-5 лет также проводится 1 занятие в неделю, но его длительность увеличивается и составляет 15-20 минут. А количество детей в подгруппе составляет 10-12 человек.

Содержание программы.

Техника безопасности:

Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы. Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне. Просмотр видеофильма.

Теория:

- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий.

- Ознакомление со спортивными способами плавания.

- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением.

- Упражнения для ОФП.

- Передвижения в воде.

- Погружения под воду.

- Открывание глаз в воде.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания.

- Движения ног кролем.

- Движения рук как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно.

- Игры для освоения передвижений в воде.

В заключение занятия проводится свободное плавание, которое повышает его эмоциональную окрашенность, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

III год обучения.

В группах детей 5-6 лет к одному занятию в неделю добавляется еще и кружковая деятельность. Получается, что дети этого возраста посещают бассейн 2 реза в неделю. Длительность каждого посещения составляет 20-25 минут. Группа также делятся на подгруппы по 10-12 человек.

Содержание программы.

Техника безопасности:

Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций

Теория:

- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания

- Формирование представления о водных видах спорта.

- Реализация проекта в группе «Волшебница вода».

- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами.

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду самостоятельно.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания.

- Передвижения в воде шагом.

- Передвижения бегом в разном темпе, выполняя гребковые движения руками.

- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу.

- Погружение под воду.

- Открывание глаз в воде.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди

- Плавание кролем на груди и спине.

- Игры со скольжением и плаванием.

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

IV год обучения.

В группах детей 6-7 лет одно занятие и один кружок в неделю, то есть бассейн посещается 2 раза в неделю. Длительность занятий 25-30 минут. В подгруппе 10-12 человек.

В этом возрасте завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не значит, что дети полностью овладеют технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание в общих чертах. Их движения еще не достаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма.

Содержание программы.

Техника безопасности:

Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов. Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

Теория:

- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания.

- Расширение представления о водных видах спорта.

- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами.

- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам…».

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки

- Спуск в воду самостоятельно.

- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания.

- Передвижения в воде шагом.

- Передвижения в воде бегом.

- Передвижения в воде прыжками.

- Погружение под воду.

- Открывание глаз в воде.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс.

- Скольжение на груди.

- Скольжение на спине.

- Плавание кролем на груди и спине.

- Плавание брассом.

- Игры – эстафеты.

- Игры с элементами водных видов спорта.

- Акваэробика (в воде под музыку).

- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания.

Праздник на воде.

Обеспечение программы.

Наглядно-дидактические пособия:

- плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;

- иллюстрации с изображением водных видов спорта;

- картинки с изображением морских животных;

- картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания;

-картотека игр упражнений на воде для каждой возрастной группы,

-комплексы дыхательных упражнений;

- подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение:

• Оборудование:

- плавательные доски,

- игрушки и предметы, (плавающие) разных форм и размеров,

- игрушки и предметы (тонущие, разных форм и размеров,

- надувные круги разных размеров,

- нарукавники,

- очки для плавания,

- мячи разных размеров,

- обручи плавающие и с грузом,

- шест,

- поплавки цветные (флажки,

- нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

• Технические средства обучения:

- фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания»,

- картотека видеоматериалов для теоретических занятий,

- музыкальный плеер,

- диски с музыкальными композициями

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.

4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

5. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2009год.

8. Журнал «Дошкольное воспитание»№11, 2009год.

9. Журнал «Дошкольное воспитание»№4,2011год. Стр. 61 «Игра на занятиях плаванием»

10. Журнал «Дошкольное воспитание»№12, 2011год. Стр. 42 «Учимся плавать играя».

11. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 6, 2013год. Стр. 91 Мастер класс для педагогов «Ветер по морю гуляет и кораблик погоняет» (подводящие упражнения для обучения плаванию).

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по обучению плаванию детей от 3 до 7 лет «Дельфиненок»
Опубликовано: 28 августа 2014 в 13:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД