Приложение МААМ

Авторская программа, технология работы с детьми «Воспитание патриотизма» Часть 5

Валентина Минина
Авторская программа, технология работы с детьми «Воспитание патриотизма» Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы

Приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Публикация «Авторская программа, технология работы с детьми „Воспитание патриотизма“ Часть 5» размещена в разделах

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.

4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Преподаватель по изодеятельности - сама прекрасная вышивальщица, знаток народного творчества, развивает в детях чувство прекрасного.

5. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются : игры - занятия, игры - развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам

Мотивация

* содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;

* социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

* прагматическая - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Содержание

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

В подготовительной и старшей группах воспитатели создали предметно - развивающую среду патриотической направленности :

- оборудовала стенд «Моя Родина - Россия»;

- подобрала дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др. :

- изготовила дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России, оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др. ;

- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;

- периодически в группах по инициативе руководителя по изодеятельности организуются тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др. ;

- используем информационно - коммуникативные технологии (мультимедийное средство - медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).

Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребёнка, использовали следующую методическую литературу:

- «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинской;

- «Патриотическое воспитание» Т. И. Подрезова:

- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А. Н. Писарева:

- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н. В. Алешина.

Средства:

- Примеры проявления героизма.

- Взгляды на патриотизм в летописях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Условия

- В ДОУ имеется музей, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;

- осуществляется тесное взаимодействие с педагогом дополнительного образования, педагогом – психологом, логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре и воспитателями;

- обозначена система и последовательность работы по формированию у детей гражданственности, чувства любви к Родине;

Взаимосвязь всех участников процесса :

- с родителями:

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.

Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делились воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносили фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» - это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Установили в детском саду красивую традицию проведения народных, фольклорных праздников с участием родителей («Посиделки», «Масленица», семейных конкурсов, развлечений («Игры наших бабушек и дедушек»).

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по

нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, считаю этот вид деятельности важным средством нравственно – патриотического воспитания. Дети старшей и подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной в виде дерева и представляют её во время родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных к Международному дню семью.

По данной теме используют другие формы организации совместной работы с родителями : выставки оформленных родителями фотоальбомов, о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, тематические родительские собрания и т. д.

Провожу работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей (беседы, консультации). Совместно с родителями и детьми периодически оформляю тематические выставки в книжном уголке ко Дню Победы, участвовали в праздниках, чтобы окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).

На занятиях в детском саду постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

Публикации по теме:

Мои куклы в русских костюмахМои куклы в русских костюмах Без прошлого не может быть настоящего. Есть большая опасность в отрыве от народных корней, его традиций, веками накопленного опыта. Повсеместно.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская программа, технология работы с детьми «Воспитание патриотизма» Часть 5
Опубликовано: 14 мая 2014 в 23:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская программа, технология работы с детьми «Воспитание патриотизма» Часть 5» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Минина (УИ 216958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД