Валентина Минина
Авторская программа, технология работы с детьми «Воспитание патриотизма» Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Публикация «Авторская программа, технология работы с детьми „Воспитание патриотизма“ Часть 5» размещена в разделах
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели.
4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Преподаватель по изодеятельности - сама прекрасная вышивальщица, знаток народного творчества, развивает в детях чувство прекрасного.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются : игры - занятия, игры - развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам
Мотивация
* содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
* прагматическая - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Содержание
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В подготовительной и старшей группах воспитатели создали предметно - развивающую среду патриотической направленности :
- оборудовала стенд «Моя Родина - Россия»;
- подобрала дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др. :
- изготовила дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России, оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др. ;
- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;
- периодически в группах по инициативе руководителя по изодеятельности организуются тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др. ;
- используем информационно - коммуникативные технологии (мультимедийное средство - медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребёнка, использовали следующую методическую литературу:
- «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинской;
- «Патриотическое воспитание» Т. И. Подрезова:
- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А. Н. Писарева:
- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н. В. Алешина.
Средства:
- Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Условия
- В ДОУ имеется музей, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;
- осуществляется тесное взаимодействие с педагогом дополнительного образования, педагогом – психологом, логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре и воспитателями;
- обозначена система и последовательность работы по формированию у детей гражданственности, чувства любви к Родине;
Взаимосвязь всех участников процесса :
- с родителями:
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делились воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносили фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» - это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Установили в детском саду красивую традицию проведения народных, фольклорных праздников с участием родителей («Посиделки», «Масленица», семейных конкурсов, развлечений («Игры наших бабушек и дедушек»).
В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по
нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, считаю этот вид деятельности важным средством нравственно – патриотического воспитания. Дети старшей и подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной в виде дерева и представляют её во время родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных к Международному дню семью.
По данной теме используют другие формы организации совместной работы с родителями : выставки оформленных родителями фотоальбомов, о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях.
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, тематические родительские собрания и т. д.
Провожу работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания детей (беседы, консультации). Совместно с родителями и детьми периодически оформляю тематические выставки в книжном уголке ко Дню Победы, участвовали в праздниках, чтобы окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).
На занятиях в детском саду постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,