Шустова Татьяна
Авторская программа внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
• инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А. В. Ястребовой, Т. Б. Бессоновой (М., 1996);
• федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
• федерального компонента государственного образовательного стандарта.
1. Актуальность
Публикация «Авторская программа внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Речевая функция является одной из важнейших психический функций. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, сказываться на овладении грамотой, на успеваемости в целом. Кроме того, наличие речевых нарушений может стать препятствием при выборе определенных профессий, привести к появлению психологических комплексов, оказать отрицательное влияние на процесс социализации и интеграции в современную социокультурную среду.
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями устной и письменной речи. Причин такого роста много: помимо проблем, связанных с нарушениями функционального и органического характера, следует отметить и острую нехватку квалифицированных специалистов-логопедов в дошкольных общеобразовательных учреждениях, рост количества асоциальных детей, которым родители уделяют недостаточное количество времени и т. д. Еще одна проблема заключается в том, что не все существующие педагогические подходы к организации работы по коррекции речевых нарушений соответствуют новому государственному образовательному стандарту.
Существует необходимость создания коррекционной программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение обозначенных проблем.
Обучающиеся, имеющие логопедическое заключение «Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза», испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
По этой причине логопедическая работа с такими обучающимися должна иметь коммуникативную направленность и способствовать преодолению первичного дефекта на уровне письменной речи.
2. Проблема
Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи остается одной из первоочередных задач логопедии. Для предупреждения и коррекции специфических ошибок на письме необходима планомерная и последовательная коррекционная работа, рассчитанная не на один год.
По мнению многих ученых, педагогов и психологов (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина и др.) в начальной школе необходимо продолжать пропедевтическую работу, а при ее невозможности своевременно устранять специфические ошибки на письме.
3. Цель
Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами для успешного овладения программой обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
4. Основные задачи:
•формировать навыки грамотной, устной и письменной речи, навыки культуры речи.
•формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
•формировать полноценные представления о предложении, тексте.
Адресат: обучающиеся вторых классов с дисграфией, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
5. Обеспечение
•Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»(автор : Е. В. Мазанова, 2010 г.)
•Рабочие тетради для обучающихся по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» автор : (Е. В. Мазанова, 2010 г.)
6. Методы
•Частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий).
•Исследовательский (работа с дополнительными источниками информации).
•Проблемный (создание проблемных ситуаций).
7. Технологии
• Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:
упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений).
пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.
•Технология учебного диалога.
•Информационно-коммуникативные технологии.
•Технология проектной деятельности.
8. Режим работы
Программа рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 2 класса. Количество часов в год – 64. Форма организации занятий: подгрупповая. Обучение на занятиях – основная форма коррекционной работы с детьми. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35-40 минут. Занятия планируются на весь учебный год – с 16 сентября до 15 мая, проводятся 2 раза в неделю. Диагностика с 1 сентября по 15 сентября, с 15 мая по 30 мая. Учебная деятельность учащихся организуется в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с реализацией системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий.
Планируемые результаты
1. Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:
•различать гласные и согласные звуки;
•правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;
•определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;
•графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;
•вычленять слова из предложений;
•применять на письме морфемный анализ и синтез слов;
•дифференцировать словосочетания, предложения, текст;
•дифференцировать написание предлогов и приставок;
2. Метапредметные результаты:
•Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;
•Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;
•Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Личностные результаты
•Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.
Примерное перспективное тематическое планирование
Группа: «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»
Класс: 2
Учитель-логопед: Т. А. Шустова
Планирование составлено на основе пособия «Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы». Автор : Е. В. Мазанова, Москва, Издательство ГНОМ 2011 г.
Количество часов в год: 64
Сроки реализации программы : 2014-2015 учебный год
Система мониторинга
Обследование письменной речи младших школьников осуществляется на основе диагностики И. Н. Садовниковой.
Основные задачи: выяснение степени овладения звуко-буквенным анализом с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма характер специфических ошибок, степень выраженности).
Ниже представлен апробированный речевой материал для обследования письма, отвечающий следующим требованиям:
Речевой материал
•включает звуки всех фонетических групп;
•предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;
•включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.
Тактика обследования строится гибко – от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант – с него и следует начинать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо диктанту слов, букв- для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.
Обследование проводится два раза в год: сентябрь (1-2, май (3-4)
Задания
•Списать слова и предложения с рукописного текста.
•Списать слова и предложения с печатного текста.
•Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой) :
А) строчные буквы:
п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ы, в, ж, ъ, х,
Б) прописные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ж, Щ
• Диктант слогов:
Ас, со, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, СА, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздор, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач
• Диктант слов различной структуры:
лыжи куст уснет глазок
ключ щука грач природа
круги улица утки сильный
жили бант чищу пружина
старушка аист шарф убрал
заснуть насмешка крыльцо чтение
• Записать после однократного прослушивания:
У елки пушистый зайчик.
•Слуховой диктант.
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрывал всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Информационные источники
А) Литература
1. Аманатова М. М. Справочник школьного логопеда. М. М. Аманатова. Ростов, Феникс, 2009
2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников/ Н. Г. Андреева. М. : Владос, 2010.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л. Н. Ефименкова. М., 2001.
6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 2008
7. Коррекция нарушений речи у младших школьников/ авт. -сост. С. Е. Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л. А. Маленьких. М. : ТЦ Сфера, 2011.
8. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. по учеб. заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002.
9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопедов М. : «Владос», 1995.
10. Мазанова Е. В. школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов / Е. В. Мазанова. М. ; Гном, 2010.
11 Мазанова Е. В. коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010.
12. Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у младших школьников / Е. В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010.
Б) Источники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. https://festival.1september.ru/articles/624989/