Анна Колиниченко
Бабушкин сундук (Приобщить детей к истокам русской народной культуры).
▼ Скачать + Заказать документы
Бабушкин сундук.
Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры через знакомство с предметами народного прикладного искусства.
Задачи: Продолжать знакомство детей с предметами народного прикладного искусства. Закрепить представления детей о русском народном костюме. Упражнять в вычленении отдельных элементов узора на одежде, различении и сравнении их между собой. Активизировать в речи слова, обозначающие название одежды, её элементы. Поддерживать интерес к русской культуре. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу.
Публикация «Бабушкин сундук (Приобщить детей к истокам русской народной культуры),» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Оборудование и материалы: Плакаты с изображением русской народной одежды. Куклы – мужская и женские в национальной одежде. Сундук с предметами : салфетки, скатерти, платки, полотенца, сарафан; спицы, нитки, иглы, пряжа, крючок для вязания и т. д. Большие карты с изображением народных костюмов и маленькие карточки с элементами узоров на частях одежды. Магнитофон, аудиозапись с русскими народными песнями.
Ноутбук, мультимедийная установка.
Ход: Хозяюшка встречает гостей (детей, одетая в русский народный костюм.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли
Какие вы все нарядные
Да ладные!
Настенька – Настюшка,
Златовласая девчушка,
Ника – красавица,
Анжела – умница,
Машенька, словно пташенька,
Алёна – молодец,
Ну а Костя – удалец!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Воспитатель: Вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (ответы детей).
Воспитатель: У меня для вас сюрприз! Посмотрите на сундук расписной, подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный – там лежит…. Сарафан. Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали. Чем украшен сарафан? (ответы детей).
- Это головной убор. (Воспитатель вынимает из сундука кокошник). Посмотрите, что это? Расскажите, чем он украшен? (Вышивкой, бусами).
- Это рушник – вытирать руки и лицо. Как теперь называется этот предмет? (полотенце). Расскажите, каким узором он вышит. (ответы детей).
- Салфетка. Какая она? (кружевная). Как вы думаете, с помощью чего была создана такая красота? (Крючок, нитки, спицы). Ребята, кружева ещё плетут с помощью деревянных палочек – коклюшек.
- Скатерть, вышитая гладью. Для чего используют? (Ответы детей). Как вы думаете, в каких случаях стелили такие скатерти? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вышивки гладью, крестом, кружево, украшенный бусами кокошник, сшитый сарафан – всё это сделано руками мастериц. Как в сказках таких женщин называли? (Рукодельница).
Викторина: «Назовите сказки, где героинями были рукодельницы?» (Ответы детей : «Морозко», «Золушка», «Крошечка- Хаврошечка» и др.)
Воспитатель: Рукодельницы сами придумывали узоры, сами подбирали цвета ниток, чтобы было красиво. Узоры вышивались разноцветными нитями. Каждый цвет имеет своё значение.
Дети объединяются в компании по цветным карточкам.
Воспитатель: Посоветуйтесь, что означает ваш цвет? С чем его можно сравнить?
Красный – огонь, солнце, защита от зла.
Зелёный – связь с природой, растительность.
Чёрный – земля, благополучие.
Воспитатель: Придумайте название своей компании. Задание: «Чья компания быстрее найдёт элементы узора на одежде?». Выбор большой карты, нужно подобрать маленькие карточки, находящиеся на столиках в соответствии с рисунком на большой карте. Дети выполняют задание.
Воспитатель: У нас здесь много разных вещей. Где ещё кроме бабушкиного сундука можно встретить такие вещи? (В музее).
Такие вещи – это произведения прикладного искусства, поэтому для того, чтобы оно не было утрачено, организуются выставки и собираются экспонаты в музеях.
Спасибо, гости дорогие, приходите ещё в гости.