айгуль пронкина
Открытое занятие по реализации национального компонента «Башкирская народная одежда и украшения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомство детей с башкирской национальной культурой.
Ход занятия.
О чем сегодня будем говорить,подскажут стихотворения,которые расскажут наши дети Альбина,Алсу.
Башкирия,моя земля и небо,
Моя любовь,мой соловьиный край,
Мне жаль того,кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,кому не пел курай.
Башкортостан-чудесная земля
Кругом сады,зеленые поля
На зорьке тихо солнце ясное встает
Как белый лебедь Агидель плывет.
Публикация «Открытое занятие по реализации национального компонента „Башкирская народная одежда и украшения“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Башкортостан-родная сторона
Он добром и солнцем полна
О чем сегодня будем говорить?
-О Башкортостане.
С каким чувством,любовью писали поэты о родном крае,о Башкортостане. Какие нежные слова использовали:соловьиный край,как белый лебедь.
Да,наша Родина наше самое большое богатство. Чего только здесь нет:и нефть, и мед, и железо, и золото. Здесь горы, вознесшиеся до облаков:Иремель,Янган-тау,красивая Агидель,тихая Дема,певун Ашкадар. Есть озера Асылыкуль, Кандрыкуль,знаменитая пещера Шульганташ. Знаменитый на весь мир башкирский мед,кумыс,башкирские лошади. Вот какая прекрасная,чудесная наша Республика Башкортостан. (рассказывая воспитательница показывает картины).
К нам сегодня пришли гости-кукла Гульназира и ее бабушка Айбика. Они хотят знать,что же вы знаете о республике?
вопросы:
-в каком районе мы живем?
-главный город республики?
-древнее жилище башкир?
-символика Башкортостана?
-самая большая гора?
-самое большое озеро?
-национальный напиток из кобылиц?
-национальный герой?
игра "Собери флаг республики".
Гульназира предлагает эту игру. Каждый ребенок берет по одной полоске (синей,белой,зеленой).Под музыку разбежитесь и в обозначенных местах на полу соберитесь по трое и правильно соберите флаг. Молодцы!Бабушка и Гульназира остались довольными.
К нам пришли гости,надо их угостить. Бабушка Айбика очень хочет пить чай,она устала с дороги. Вот вам блюда,предлагать гостям надо только национальные,башкирские блюда.
-Наиля,выходи,чем же ты будешь угощать наших гостей (дети накрывают на стол чистую скатерть,ставят самовар и по очереди предлагают блюда).
Гости отдохнули и благодарят вас за чай.
Бабушка Айбика принесла свой старинный сундук. В сундуке национальные костюмы и украшения. (воспитатель открывает сундук и по очереди показывает).
Зилян-надевали на платье,расклешенные в полах. Очень красиво выглядели женские Зиляне. Они были из бархата. из яркого сукна или шерсти на подкладке. Украшались вышивкой и аппликацией из разноцветных лент,полосок. Мужские Зиляне не украшались.
Камзол-верхняя одежда,безрукавная,приталенная. Мужские камзолы шили из темных тканей,женские более яркие. Украшались бисирами,монетами,кораллами.
Платье-платья были с длинными,широкими рукавами. Платья с оборхами и украшены разноцветными лентами.
Тушелдрек-нательная женская одежда из ситца,куска с верхними завязками (вот так они надевались).
Хакол-полуовальный нагрудник с нашитыми разнообразными монетами. Это нагрудное украшение.
Кашмау-женский головной убор,плотно облегающий голову,весь затылок закрыт серебряными монетами. От макушки спускается длинная лента из таких же монет.
Такие украшения не носят теперь в повседневной жизни,одевают только в праздниках.
Башкирский танец в национальном костюме.
Игра-хоровод"Тирмэ"
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
Разбежимся на лужок
Ля-ля-ля-ля
(в хороводе после окончания музыки дети бегут в свои стулья,берут платок за концы,натягивают над собой в виде шатра).
В конце занятия мы почитаем стихотворение Б. Бикбая "Мои пожелания".
Башкортостан,поля твои
Пусть будут плодородны,
Пусть будут сыновья твои
Отважны,благородны.
пусть девушки твои цветут,
Красивы,беззаботны.
И реки пусть твои текут
Чисты и полноводны.
Пусть яблони твои к земле
От тяжести склонятся
И пусть в любой твоей семье
В пять раз прибудет счастье.
Еще чего желаю я?
Чтобы в отчизне нашей
Была Башкирия моя
Счастливей всех и краше.
Мы присоединяемся пожеланиям поэта. Пусть родной край цветет и рассветает,пусть будет краше,богаче и лучше.
итог занятия.
Поиграем в игру:скажи одним словом (кашмау,камзол,зилян,хакол-национальная одежда,украшения (Асылыкуль,Яктыкуль,Мултан-озера).
Занятие закончилось (предлагаю дид. игры,башкирские)"Собери Башкирский флаг","Одень башкирскую куклу","Нарисуй узор не прерываясь".Будете играть в свободное от занятия время. Куклы Гульназира и Айбика тоже с вами поиграют.