Наталья Кучерова
Конспект беседы «Кто такие насекомые?»
Беседа : «Кто такие насекомые?»
Цели:
Обогащение словаря по теме «Насекомые». Расширение кругозора юных исследователей природы.
Развитие познавательных способностей детей: наблюдательности, внимания, логического мышления.
Формирование представлений о нравственно-этических нормах поведения в природе, воспитание чувства ответственности за окружающий мир.
Воспитание экологической культуры: бережного отношения к природе и её обитателям.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект беседы „Кто такие насекомые?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Обобщить представления детей о многообразии мира насекомых, раскрыть их удивительное разнообразие.
Закрепить знания об условиях обитания насекомых : в лесной чаще, на просторах полей, у зеркальной глади озёр; в природных укрытиях и жилищах, созданных руками человека.
Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей мира насекомых по их ярким признакам: величине, окраске, своеобразию строения тела.
Углубить представления о пользе, которую приносят насекомые природе и человеку.
Развивать сообразительность, формировать образное мышление, умение видеть красоту в малом.
Речевые задачи:
Упражнять в словообразовании, в уместном употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, придающих речи теплоту и выразительность.
Учить согласовывать числительные с существительными, развивая грамматически правильную речь.
Развивающие задачи:
Развивать умение классифицировать насекомых по существенным признакам, выделять общее и особенное.
Развивать интерес к удивительному миру насекомых, стимулировать познавательную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей трепетное желание заботиться о природе, прививать навыки правильного поведения в лесу, в поле; воспитывать неприятие к разрушению условий жизни лесных обитателей, формировать экологически осознанное поведение.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей совершить воображаемое путешествие в лес, отдохнуть на солнечной полянке, вдохнуть аромат трав и цветов. Дети закрывают глаза и представляют, как оказываются на лесной опушке.
Кого мы можем встретить в лесу? (Зверей.)
Но звери, как правило, избегают встречи с человеком. Трусливый заяц поспешит скрыться, осторожный олень затаится в кустах, а волк и вовсе обойдет стороной шумную компанию.
Птицы тоже вспорхнут и разлетятся, заслышав наши голоса. Чаще всего лесные птицы очень пугливы.
Ребята, а есть такие жители леса, которые нас не испугаются, не улетят и не убегут, а останутся сидеть рядышком? Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто же это? Догадались? (Это насекомые.)
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все они принадлежат к удивительному миру насекомых. Их тело состоит из члеников, у них шесть ножек, часто есть крылья и усики. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела и по своей неповторимой окраске.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на Земле около 250 миллионов лет назад и удивительно хорошо приспособились к жизни в самых разных условиях.
Ребята, а как вы думаете, насекомые живут только на земле? (Ответы детей).
Насекомые чувствуют себя прекрасно не только на земле. Многие из них живут в воде, под землей и даже в воздухе.
Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые умеют делать все : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать).
А теперь отгадайте загадки:
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Народ сложил немало загадок об этих удивительных созданиях.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит – говорит,
А сядет – молчит. (Жук)
Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).
У каждого насекомого – свой любимый корм.
Гусеницы с аппетитом поедают листья, жуки-точильщики и короеды не прочь полакомиться древесиной и корой деревьев, дождевые черви предпочитают прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка под землей грызет корни растений и т. д. А есть и такие насекомые – настоящие хищники, которые охотятся на других насекомых. Например, божья коровка с удовольствием поедает тлю.
Но и сами насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей и птиц.
Ребята, а кто, по-вашему, самый сильный на земле? (Ответы детей)
И это не слон и не бегемот! Самый сильный на земле – муравей! Он способен переносить тяжести, которые в 10 раз превышают его собственный вес. Слон же, при своей огромной массе в 5 тонн, с трудом может поднять лишь 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, – настоящий силач! А еще муравьи – великолепные строители. Посмотрите, какие прекрасные терема – муравейники они возводят! Муравейник – это настоящий многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, кладовочками, спальнями, детскими комнатами, мусоросборником и даже туалетом. И муравьи поддерживают в своих домах идеальную чистоту! Живут муравьи в муравейнике большой и дружной семьей, население которой может достигать нескольких сотен тысяч жителей – целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике, откладывая яички, из которых потом появляются личинки. Заботятся о личинках рабочие муравьи: кормят их и ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». А некоторые птицы даже специально прилетают к муравейникам, чтобы муравьи очистили их от паразитов и смазали перья муравьиной кислотой.
Как много интересного можно узнать о жизни насекомых! И живут они не только в лесу, но и рядом с нами, в городе.
Каких насекомых вы видели около своего дома, на участке детского сада? (Ответы детей)
Все насекомые очень маленькие и беззащитные, поэтому давайте постараемся никогда их не обижать, а охранять и беречь.
А теперь послушайте стихи о насекомых.
Муравейник
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчела
Пчелка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
Шмель
В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще меда нету,
Чем с лесного цвета!»
Стрекоза
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Мотылек
Я – беззаботный мотылек.
Хоть я диву всего денек,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Муха
Муха, муха – надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан – можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Цели:
Обогащение словаря по теме «Насекомые». Расширение кругозора юных исследователей природы.
Развитие познавательных способностей детей: наблюдательности, внимания, логического мышления.
Формирование представлений о нравственно-этических нормах поведения в природе, воспитание чувства ответственности за окружающий мир.
Воспитание экологической культуры: бережного отношения к природе и её обитателям.
Обучающие задачи:
Обобщить представления детей о многообразии мира насекомых, раскрыть их удивительное разнообразие.
Закрепить знания об условиях обитания насекомых : в лесной чаще, на просторах полей, у зеркальной глади озёр; в природных укрытиях и жилищах, созданных руками человека.
Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей мира насекомых по их ярким признакам: величине, окраске, своеобразию строения тела.
Углубить представления о пользе, которую приносят насекомые природе и человеку.
Развивать сообразительность, формировать образное мышление, умение видеть красоту в малом.
Речевые задачи:
Упражнять в словообразовании, в уместном употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, придающих речи теплоту и выразительность.
Учить согласовывать числительные с существительными, развивая грамматически правильную речь.
Развивающие задачи:
Развивать умение классифицировать насекомых по существенным признакам, выделять общее и особенное.
Развивать интерес к удивительному миру насекомых, стимулировать познавательную активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей трепетное желание заботиться о природе, прививать навыки правильного поведения в лесу, в поле; воспитывать неприятие к разрушению условий жизни лесных обитателей, формировать экологически осознанное поведение.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей совершить воображаемое путешествие в лес, отдохнуть на солнечной полянке, вдохнуть аромат трав и цветов. Дети закрывают глаза и представляют, как оказываются на лесной опушке.
Кого мы можем встретить в лесу? (Зверей.)
Но звери, как правило, избегают встречи с человеком. Трусливый заяц поспешит скрыться, осторожный олень затаится в кустах, а волк и вовсе обойдет стороной шумную компанию.
Птицы тоже вспорхнут и разлетятся, заслышав наши голоса. Чаще всего лесные птицы очень пугливы.
Ребята, а есть такие жители леса, которые нас не испугаются, не улетят и не убегут, а останутся сидеть рядышком? Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто же это? Догадались? (Это насекомые.)
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все они принадлежат к удивительному миру насекомых. Их тело состоит из члеников, у них шесть ножек, часто есть крылья и усики. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела и по своей неповторимой окраске.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на Земле около 250 миллионов лет назад и удивительно хорошо приспособились к жизни в самых разных условиях.
Ребята, а как вы думаете, насекомые живут только на земле? (Ответы детей).
Насекомые чувствуют себя прекрасно не только на земле. Многие из них живут в воде, под землей и даже в воздухе.
Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые умеют делать все : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать).
А теперь отгадайте загадки:
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Народ сложил немало загадок об этих удивительных созданиях.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит – говорит,
А сядет – молчит. (Жук)
Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).
У каждого насекомого – свой любимый корм.
Гусеницы с аппетитом поедают листья, жуки-точильщики и короеды не прочь полакомиться древесиной и корой деревьев, дождевые черви предпочитают прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка под землей грызет корни растений и т. д. А есть и такие насекомые – настоящие хищники, которые охотятся на других насекомых. Например, божья коровка с удовольствием поедает тлю.
Но и сами насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей и птиц.
Ребята, а кто, по-вашему, самый сильный на земле? (Ответы детей)
И это не слон и не бегемот! Самый сильный на земле – муравей! Он способен переносить тяжести, которые в 10 раз превышают его собственный вес. Слон же, при своей огромной массе в 5 тонн, с трудом может поднять лишь 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, – настоящий силач! А еще муравьи – великолепные строители. Посмотрите, какие прекрасные терема – муравейники они возводят! Муравейник – это настоящий многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, кладовочками, спальнями, детскими комнатами, мусоросборником и даже туалетом. И муравьи поддерживают в своих домах идеальную чистоту! Живут муравьи в муравейнике большой и дружной семьей, население которой может достигать нескольких сотен тысяч жителей – целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике, откладывая яички, из которых потом появляются личинки. Заботятся о личинках рабочие муравьи: кормят их и ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». А некоторые птицы даже специально прилетают к муравейникам, чтобы муравьи очистили их от паразитов и смазали перья муравьиной кислотой.
Как много интересного можно узнать о жизни насекомых! И живут они не только в лесу, но и рядом с нами, в городе.
Каких насекомых вы видели около своего дома, на участке детского сада? (Ответы детей)
Все насекомые очень маленькие и беззащитные, поэтому давайте постараемся никогда их не обижать, а охранять и беречь.
А теперь послушайте стихи о насекомых.
Муравейник
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчела
Пчелка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
Шмель
В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще меда нету,
Чем с лесного цвета!»
Стрекоза
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Мотылек
Я – беззаботный мотылек.
Хоть я диву всего денек,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Муха
Муха, муха – надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан – можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»