Елена Васильевна Лисовская
Формирование навыков безопасности на дорогах города у дошкольников с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.
Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.
Публикация «Формирование навыков безопасности на дорогах города у дошкольников с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В последнее время инновационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Дошкольная среда не стала исключением.
В Федеральной программе развития образования на 2011-2015 годы обозначены актуальные аспекты развития современной системы образования, в том числе, использование информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время наше дошкольное учреждение располагает информационно - коммуникационными средствами -на экране.
Используя имеющуюся среду, включающую вышеперечисленные технические возможности, педагоги нашего дошкольного учреждения они широко используются.
Чтобы познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения на дорогах мы выделили выделяем следующие задачи:
развивать у детей самостоятельность и ответственность;
создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге;
воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге;
формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;
учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций на дороге;
обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении, которая включает:
уголки безопасности в группах;
информационные уголки для родителей;
познавательно–агитационные материалы;
иллюстративные стенды для детей и взрослых.
Формы организации познавательной деятельности:
Что бы построить правильно образовательный процесс мы используем такие принципы как :
Принцип последовательности – любая новая ступень обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип интеграции - интерактивность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;
Принцип психологической комфортности – Заключается в снятии по возможности стрессовых факторов
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
При обучении можно выделить несколько этапов, каждый из которых условно можно отнести к определё нному возрасту детей:
Младший дошкольный возраст :
Этап первоначальных знаний правил дорожного движения.
Знакомство с дорогой, улицей, тротуаром, с некоторыми видами транспорта, со светофором и обозначением его сигналов (красного и зелёного);
С интересом устанавливает простейшие причинно – следственные связи в окружающем
Формируются ориентировки в пространстве (здесь, там, близко, далеко).
Средний дошкольный возраст :
Этап приобретения детьми знаний и умений.
Узнаёт и различает виды транспорта по характерным признакам, (легковой, грузовой, пассажирский,
Закрепляет знания сигналов светофора (знакомство с жёлтым сигналом и его назначением,
Имеет представление об окружающем пространстве и учится в нём ориентироваться.
Дети знакомятся с конкретными правилами дорожного движения.
Узнают и называют дорожные знаки (подземный переход, пешеходный переход)
Старший дошкольный возраст :
Этап формирования прочных знаний и умений.
Дети знают основные правила дорожного движения.
Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях.
Знают и называют основные дорожные знаки.
С интересом воспринимают информацию по безопасности.
Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.
Способен контролировать свои поведенческие реакции.
Умеет находить выход из проблемных ситуаций.
В работе с детьми наряду с такими традиционными формами как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии используем и современные ИКТ : просмотр и анализ мультипликационных фильмов, презентации, слайд-шоу, компьютерные игры, тест-игры, мультимедийные альбомы и др. (на экране)
Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.
Педагоги используют готовые обучающие диски серии «Смешарики», «Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы», а также создают компьютерные тест-игры для детей. Нами также разработаны презентации к непосредственно-образовательной деятельности на тему «Твоя безопасность», с помощью которых дети получают знания о правилах поведения в опасных ситуациях.
Согласно новым федеральным государственным требованиям область «Безопасность» тесно взаимодействует, интегрирует с областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».