Меньшикова Людмила Викторовна
Безопасность ребёнка на дороге. Какие правила дорожного движения должен знать ребенок?
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге.
Публикация «Безопасность ребёнка на дороге, Какие правила дорожного движения должен знать ребенок?» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Актуальность обеспечения безопасности дорожного движения растет. В таких условиях большое значение приобретает выполнение правил дорожного движения для детей, которые являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения. Несчастные случаи, происходящие с детьми на дорогах, чаще вызваны: выходом на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом или из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия; игрой на проезжей части; ходьбой по проезжей части. Эти действия ребенок производит из-за неспособности оценить реальную опасность, грозящую ему на дороге. Поэтому правила дорожного движения для детей дошкольного возраста имеют огромное значение для сохранения их жизни и здоровья.
В рамках Месячника безопасности в начале и в конце учебного года в детском саду педагоги используют различные методы, и приемы для закрепления детьми правил дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Воспитывает ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей, потребность в соблюдении правил дорожного движения.
При обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях обучением занимаются педагоги, используя различные методические материалы: картины, плакаты, презентации, методическую литературу и т. д. Самым любимым видом обучения для дошкольников является игра. Именно поэтому в современных детских садах устанавливается специальное оборудование, которое представляет сбой уменьшенную копию дорог, перекрестков и т. д.
Но необходимо помнить, что первыми учителями дошкольника являются родители. Совет начинать обучение с ненавязчивых рассказов в процессе прогулок. Идя по дороге в детский сад, обращайте внимание малыша на транспорт, движущийся рядом с вами, малыш с удовольствием различает, грузовые и легковые машины, отличает автобусы от трамвая, велосипед от мотоцикла, а что же еще должен знать маленький человечек, чтобы не попасть в беду?
Переходя улицу нужно рассказывать малышу о том, где и как переходить проезжую часть, и о том, где это делать ни в коем случае нельзя. Очень важным моментом в обучении является развитие представления ребенка о скоростном движении, то есть ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве, понимая определенные понятия: быстро - медленно, близко - далеко, справа - слева, спереди - сзади. Необходимо обращать внимание малыша, что скорость любого транспорта больше скорости пешехода, а остановка транспорта не может быть моментальной. Важно не пугать малыша улицей, а объяснить ему что беспечность и невнимательность причина несчастий на дороге.
Ребёнок должен уяснить, что на улице нужно быть предельно внимательным, не баловаться, аккуратно переходить улицу, не играть и не кататься с горок у дороги, уметь ориентироваться на улице, применяя знания о дорожных знаках. Ребенок должен не только запомнить правила дорожного движения, но и ответить на заданный вопрос четко и обстоятельно.
Однако педагоги и родители должны понимать, что усвоение материала идет постепенно, поэтому перегружать детский мозг большим количеством информации не стоит. Так, если проводится занятие о светофоре, не нужно путать детей дополнительной информацией, к примеру, знаках дорожного движения. Или если речь идет о «зебре», не надо «мешать» дорожные знаки, которые к этой теме не имеют никакого отношения. Все должно запоминаться постепенно и играючи. Ведь если информация не интересна малышу, его память отторгнет ее.
С какого возраста начинать учить детей правилам дорожного движения? У малышей-трехлеток, когда они изучают геометрические фигуры и цвета, уже формируется основа для будущих знаний правил дорожного движения. Четырехлетки хорошо знают, что такое пешеходный переход и светофор. Могут показать, где останавливается автобус. Пятилетние дошкольники уже ориентируются в знаках дорожного движения, которые должен знать грамотный пешеход. Тогда и закладывается база правильного поведения на улице.
Какие же правила дорожного движения должен знать ребенок?
- Проезжую часть нельзя переходить бегом.
- По тротуару идут по правой стороне.
- Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть сначала налево, достигнув середины дороги – направо.
- Если у дороги светофор, нужно переходить по его сигналу. Разрешает переход зеленый сигнал.
- Улица – не место для игры.
- В общественный транспорт можно входить (и выходить из него) тогда, когда он остановился у остановки.
- Нельзя высовывать голову и руки из окон автобуса, автомобиля, автобуса и троллейбуса. Это опасно!
- В общественном транспорте нужно крепко держаться за поручень. Если не держаться – можно упасть.
- Кататься на улице вблизи дороги нельзя. Это смертельно опасно!
- Автобус нужно сзади обходить. Так следующий за ним транспорт будет виден.
- Выбегать на дорогу перед транспортом нельзя – это опасно.
- Без родителей на улицу не выходить.
Рассказывать правила дорожного движения детям обязательно систематически. Только так они точно запомнят, как вести себя на проезжей части.
В процессе такого обучения Правилам дорожного движения, основная задача взрослых – сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточенного внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен уметь наблюдать за окружающей обстановкой (автомобили, как движущиеся по дороге, так и стоящие у обочины, кусты, сугробы и т. д., закрывающей обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что, пока идет переход проезжей части дороги.
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Также запомните, что ребенок повторяет поведение взрослых. Если родители по какой-либо причине не придерживаются правил, и ребенок будет так же себя вести, независимо от того, знает ли он правила.
1этап-организационный
— Привлечь родителей к реализации проекта
— Подбор художественной литературы по теме ПДД
— Оформление родительского уголка по теме проекта
— Обновление предметно-развивающей среды
— Изготовление родителями и воспитателями макета «Мой город»
— Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры
— Изготовление дидактических игр, сюжетных картинок
2 этап — основной
Чтение художественной литературы:
— Бедарев О. «Азбука безопасности»,
— Волкова С. «Про правила дорожного движения»,
— Домоховский А. «Чудесный островок»,
— Житков Б. «Светофор»,
— И. Серяков «Улица, где все спешат»,
— А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,
— С. Михалков «Дядя Степа»,
— В. Семернин «Запрещается — разрешается»,
— С. Михалков «Моя улица»
Беседы: — «Будь внимателен на дороге»
— «Мой друг-светофор»
— «Пешеходный переход»
— «Специальный транспорт»
— «Кто на дороге главный?»
ООД: — «Внимание-дорога»
— «Три цвета есть у светофора»
Дидактические игры:
— «Подбери нужные знаки»
— «Собери знак»
— «Разложи правильно»
— «Я водитель»
Художественное творчество:
Рисование «Самый важный знак».
Аппликация «Специальный транспорт».
Лепка «Светофор»
Загадывание загадок
Интеллектуальная викторина «Дорожные «ловушки»
Развлечение «Путешествие в страну ПДД»
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД:
«Смешарики: «Азбука безопасности»,
«Уроки тетушки Совуньи.
Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
Консультации для родителей:
— «По дороге в детский сад»
— «Родительский пример поведения на дороге»
— «Фликер — важный светлячок»
3 этап- заключительный
Создание альбома «Моя дорожная безопасность»
Выставка творческих работ родителей и детей «Дома я не скучаю, ПДД с мамой изучаю»