Юлия Михайловна
Бросовый материал. Мастерим поделки с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Большая роль в этом процессе принадлежит конструированию из бросового материала. Благодаря которому дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества.
Публикация «Бросовый материал, Мастерим поделки с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу : пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Поделки,сделанные своими руками, дети охотно используют для сюжетых игр, для подарков, для оформления групповых уголков,тематических выставок.
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
Три — четыре года:
познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д. ;
развивать мелкую моторику.
Четыре — пять лет:
развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
Пять — семь лет:
учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
развивать творческие способности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей :
в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.