Наталья Хи
«Будь здоров, малыш!» Творческий проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Нововосточный детский сад «Светлячок»
Н. Н Хи
Будь здоров, малыш!
творческий проект по здоровьесбережению
для детей младшего дошкольного возраста
Образовательные области: здоровье, познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественная литература, музыка.
*
Публикация «„Будь здоров, малыш!“ Творческий проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Федеральные государственные требования (ФГТ) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
В каждодневной деятельности формируются культурно-гигиенические навыки у детей, вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Для этого я разработала данный проект, расширила формы работы с детьми и родителями. От прямых указаний перешла к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Сначала детей приучаю к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
*
Формируя навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
*
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Художественное слово, фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи. Например: учим стихи, загадки, сказки, потешки, («Мойдодыр», «Федорино горе», “Как у нашего кота” и др). На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Использую в своей работе с детьми наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, фотографии). Например: фотографии, иллюстрации о правилах поведения за столом.
Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).
*
Приучаю ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя кабинка.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Мною спланированы следующие игры: «Умоем куклу Катю», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Причешем куклу Катю».
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?".
Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях.
Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
К концу учебного года провожу наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Для проверки эффективности проделанной работы использую тот же диагностический материал. По результатам диагностики разрабатываю план работы на следующий учебный год.
Таким образом, проблема воспитания КГН решается через данный проект, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
b]Цель проекта:[/b] создание условий для совершенствования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах детской деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, за столом.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
3. Закреплять культурно - гигиенические навыки в домашних условиях.
4. Пополнить и обогатить предметно-развивающую образовательную среду.
План реализации проекта
СЕНТЯБРЬ
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
ОКТЯБРЬ
Наглядная информация для родителей на тему
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
Интеграция образовательной области «Одежда»
Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
Интеграция образовательной области «Обувь».
Оформление уголка
(туалетной комнаты)
Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
Художественное слово, детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
Консультация для родителей по теме «Как ухаживать за молочными зубами»
Дидактические упражнения:
«Оденем куклу на прогулку»
«Уложим куклу спать»
Оформление дежурного уголка.
Наглядная информация для родителей
на тему «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
НОЯБРЬ
Памятка для родителей «Внешний вид малышей:
"о чём не стоит беспокоиться»
Чтение русской народной сказки
«Про непослушные ручки и ножки».
Дидактическое упражнение:«Айболит встречает ребят»
Чтение художественной литературы:«Мойдодыр»
Изготовление театра на фланелеграфе по сказке «Девочка чумазая»
Игры ситуации «Купание куклы»
«Накормим куклу»
Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития
культурно-гигиенических навыков».
Дидактические игры:«Водичка, водичка», «Вымой руки»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Дидактические игры: «Умывалочка»,
«Делаем причёску»
ДЕКАБРЬ
НОД на тему «Варвара краса – длинная коса».
Заучивание потешки «Расти коса, до пола».
Дидактическое упражнение
«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
НОД на тему:
«Водичка, водичка, умой моё личико»
Заучивание потешки «Водичка, водичка»
Закладывание оксалиновой мази в нос перед прогулкой.
Дидактическое упражнение:
«Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки
полотенцем».
Дидактическое упражнение:
«Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».
ЯНВАРЬ
Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Учимся у старших детей умываться»
Сообщение для родителей на тему:
«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»
Дидактическое упражнение
«Возьмём мишку на прогулку»
Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
Непосредственно образовательная деятельность на тему:
«Путешествие в страну Здоровья»
Дидактическое упражнение:
«Что нужно кукле?»
«Оденемся на прогулку»
ФЕВРАЛЬ
Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса»
Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.
Игровая ситуация:
«Кукла Катя заболела»
Знакомство с трудом медицинской сестры.
(экскурсия в медицинский кабинет)
Игровая ситуация «Купание»
Дидактическое упражнение
«Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол»
МАРТ
Драматизация сказки «Мойдодыр»
Игровая ситуация:«Витамины в огороде»
НОД на тему:«Таблетки растут на ветке»
Умывание холодной водой.
Приём витаминов «Ревит»
НОД на тему: «Мытьё кукольной посуды»
Развлечение:«Приключение мыльного пузыря»
Дидактическое упражнение:«Моем чисто руки и лицо»
Подвижная игра «Зайка белый умывался»
АПРЕЛЬ
НОД на тему:
«Как ухаживать за волосами»
НОД на тему «Одежда весной»
Советы врача при недомогании ребёнка.
Сюжетно- ролевая игра «Больница»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
НОД на тему «Наш зайчонок заболел»
Игровая ситуация «Котик простудился»
МАЙ
Анкетирование родителей по теме:«Чему научился Ваш ребёнок?»
Итоговая НОД на тему: «Вот какие мы большие»
Диагностика детей по данной теме.
Родительское собрание.
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.