Приложение МААМ

Консультация для родителей в ДОУ «Мышление»

Локотош Анастасия
Консультация для родителей в ДОУ «Мышление»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое мышление?

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания.

Значение мышления

Публикация «Консультация для родителей в ДОУ „Мышление“» размещена в разделах

Мышление – способность человека мыслить, рассуждать и делать умозаключения. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами. Результатом мышления является мысль выраженная словами. Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

При недостаточном развитии процесса мышления и неспособности ребенка выполнять такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, классификация и др. ребенок будет испытывать серьезные трудности при обучении в школе. Взрослые способны оказать существенную помощь в развитии процесса мышления ребенка.

Особенности мышления у детей 4 – 5 лет

У детей этого возраста преобладает наглядно – образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. В этом же возрасте начинает свое развитие образное мышление. Образное мышление неразрывно связано с речью. (Немов).

Ребенок 4 – 5 лет не только осмысливает информацию, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.

Также, у детей в этом возрасте развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 – 5 лет

1) Умеет обобщать группы слов в одно понятие.

Кошка, собака, корова, заяц – ЖИВОТНЫЕ.

Стол, стул, диван, кровать - МЕБЕЛЬ.

Чашка, тарелка, кастрюля, чайник – ПОСУДА.

2) Подбирает слова и словосочетания противоположные по смыслу: толстый-тонкий, горячий-холодный, низкий-высокий, зимой холодно-летом тепло и т. д.

3) Решает простые логические упражнения, отгадывает загадки.

4) Замечает ошибки на картинках. Может рассказать, что неправильно.

5) Сравнивает и расставляет предметы по категориям (по возрастанию, цвету, размерам).

6) Умеет из группы предметов указывать лишний предмет.

7) Умеет подбирать пару предмету.

8) Отвечает на различные вопросы: «Сколько ножек у стола? Зачем нужен зонтик? Зачем часам стрелки? Сколько лап у кошки? И тд.

9) Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.

Игры на развитие мышления

Существует большое количество игр для развития мышления, предлагаем несколько из них.

«Из чего состоит»

Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т. д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т. д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

«Что хорошо, что плохо»

Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребё нок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

В возрасте 4-5 лет достаточное внимание надо уделять развитию умений обобщать и классифицировать предметы – объединять в группы с опорой на какой-либо признак. Для этого подойдут игры:

«Что кому»

Спросите ребёнка, что нужно повару — колпак, половник, нож, овощи и т. д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки (но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т. д.

«Разложи на группы»

Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

Развитое мышление – основа успешного обучения вашего ребенка

Источники:

Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т. П. Березовская, М. В. Кравченко, А. В. Музыченко. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 87 – 128.

Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа)Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа) Шахматы, как средство развития логического мышления, в подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте, на пороге школы необходимо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей в ДОУ «Мышление»
Опубликовано: 28 июня 2022 в 20:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей в ДОУ «Мышление»» (включая файлы) размещена пользователем Локотош Анастасия (УИ 2668135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД