Буклет «Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет»

Гульназ Шайхлисламова
Буклет «Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет»

для развития мелкой моторики

у детей от 2 до 3 лет

«Рука – это инструмент всех инструментов».

(Аристотель)

«Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

(Кант)

«Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

(В. А. Сухомлинский)

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Виды деятельности

по развитию мелкой моторики

1. Пальчиковые игры:

Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж с использованием шипованных мячиков, грецких орехов, шестигранных карандашей.

Пальчиковые игры со стихами.

Пальчиковый театр.

2. Художественно-творческая деятельность:

Рисование красками, цветными карандашами, восковыми мелками.

Лепка из пластилина, глины, солёного теста.

Игры с пазлами

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.).

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Собирание мозаик и пазлов

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Самомассаж

Стимулирует процесс речевого и умственного развития. Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним. Например,

— Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки.)

— Да!

— Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши.)

— Да!

— Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук.)

— Да!

— Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги.)

— Да!

— Вы готовы? (Разводим руки в стороны.)

— Да!

Успехов Вам!

Подготовила: воспитатель I категории Шайхлисламова Г. Х.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

Дидактическая игра «Солнышко» своими руками для развития мелкой моторики детей 2–3 летДидактическая игра «Солнышко» своими руками для развития мелкой моторики детей 2–3 лет Детям очень нравятся игры с прищепками. Это спокойные игры, которые дают возможность сконцентрировать внимание и развивают мелкую моторику.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры с крупами для развития мелкой моторики рук для детей второй младшей группы.Игры с крупами для развития мелкой моторики рук для детей второй младшей группы. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. Сухомлинский Игры с крупами для развития моторики рук Развитие мелкой моторики у детей.

Игрушки для развития мелкой моторики из бросового материалаИгрушки для развития мелкой моторики из бросового материала Главное - смастерить из того, что есть под рукой, чтобы было не очень дорого, не очень долго и нравилось карапузам. Карапузы этак 3 - 4.

Игровое панно из ткани для развития мелкой моторики «Круговорот воды в природе» для детей от трех до пяти летИгровое панно из ткани для развития мелкой моторики «Круговорот воды в природе» для детей от трех до пяти лет Как можно легко и интересно преподнести детям принцип круговорота воды в природе? В наше время огромное множество вариантов подачи круговорота.

Квиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 летКвиллинг для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные.

Мастер-класс «Изготовление игрушки для развития мелкой моторики».Мастер-класс «Изготовление игрушки для развития мелкой моторики». Игровая деятельность является одной из ведущих деятельностей детей раннего возраста. Для развития мелкой моторики не обязательно покупать.

Развивающие игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры со скрепками и прищепкамиРазвивающие игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры со скрепками и прищепками Верзилина Инна Сергеевна Основные задачи дидактических игр с канцелярскими скрепками и прищепками: -развитие у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Буклет «Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет»
Опубликовано: 4 мая 2017 в 17:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...