Кисиленко Юлия
Путеводитель для родителей в отношениях с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Шпаргалка для взрослых
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Публикация «Путеводитель для родителей в отношениях с ребенком» размещена в разделах
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Литература
1. Гасанов Р. Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
4. Заваденко Н. Н. Как понять ребё нка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.
5. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
6. Чутко Л. С., Пальчик А. Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
7. Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
Составитель: педагог-психолог
Кисиленко Юлия Игоревна
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК
ИЛИ
ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ
Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка.
• Низкая успеваемость в выполнении задач - типичное явление для
гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в деятельность. Во время занятия с воспитателем этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний воспитателем или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
• Нарушения поведения гиперактивных детей во
многом определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
• Большинству таких детей свойственна низкая
самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются:
• пренатальные факторы (токсикозы,
гестозы, угроза прерывания беременности, родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, курение матери и др.);
• постнатальные факторы
(недоношенность, задержка внутриутробного развития, искусственное вскармливание и др);
• генетический фактор;
• социальные факторы.
Психологи И. Лангмейер и З. Матейчик относят к социальным факторам: недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.
Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей.