ольга Клименкова
Проект «Быть здоровыми хотим!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным…»
Павлов И. П.
Анализ современной ситуации развития личности показывает, что остро назрела необходимость изменить неразумное отношение к себе, своему здоровью и жизни. Образование ребёнка должно быть направлено на присвоение им объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта.
Публикация «Проект „Быть здоровыми хотим!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития остаётся недооценённым в становлении культуры здоровья человека. Исходной возрастной точкой формирования здорового образа жизни принято считать школьный возраст. Однако анализ практики дошкольного образования в ДОУ и семьи убеждает в том, что становление культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, во время приёма пищи, приобретение навыков соблюдения режима дня, приобщение к активному образу жизни, освоение здоровье сберегающих правил, культуры внешнего вида происходит задолго до школы, начиная с раннего возраста.
В нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска новых эффективных форм, методов и средств обучения и разработке проекта по формированию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста. Результатом работы стало разработка программы «Азбука здоровья».
Новизна педагогического опыта состоит в том, что для достижения поставленной цели спроектирована программа по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно – исследовательской деятельности.
В процессе формирования здоровье сберегающей компетентности используются следующие формы и методы познавательно-исследовательской деятельности: метод проектной деятельности, использование занимательной, познавательной информации, метод ситуационной задачи, игровые и проблемные ситуации поискового характера, экспериментирование, наглядное моделирование, игры с правилами. В проекте определены организационно-педагогические условия образовательного процесса в ДОУ, разработаны дидактическое и методическое обеспечение реализации проекта : разработано перспективное планирование по формированию здорового образа жизни; познавательно-исследовательские проекты «Я и моё тело», "День тёплого молока", "Чистые ладошки", "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь "Азбука здоровья", конспекты ситуационно-игровых занятий по ЗОЖ, конспекты театральных постановок по ЗОЖ к групповой традиции «Театральная пятница», разработан мониторинг по образовательной области «Здоровье», систематизирована серия пальчиковых игр, массажа биологически активных зон, физкультминуток.
Блок задач по разделу «Организация образовательной работы с детьми» :
1. Внедрить современные здоровье сберегающие технологии в образовательный процесс.
2. Закреплять осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам, повышать требования к качеству их выполнения, развивать самоконтроль у дошкольников.
3. Прививать у детей интерес и положительное отношение к различным формам двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями.
4. Систематизировать представления об особенностях своего организма, условиях его нормального функционирования, приучать детей заботиться о собственном здоровье, дать элементарные представления о теле человека, некоторых особенностях его строения и основных функциях организма, в том числе о пользе движений для здоровья.
5. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих, сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизнедеятельности.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность с использование различных видов детской деятельности (продуктивной, опытно-экспериментальной, музыкальной и др.);
Беседы;
Праздники, досуги, развлечения;
Работа в рабочей тетради «Растем здоровыми»;
Просмотр мультимедийных презентаций.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают специально-организованные праздники, физкультурно-оздоровительные досуги, игры драматизации, спектакли для родителей и малышей:
игры – драматизации «Весёлые овощи», «Грибными дорожками»,
«Витаминная семья»;
развлечение «В гостях у осени»; «День тёплого молока»;
познавательно-спортивная игра «Как мы спасали солнышко»;
музыкально-спортивный праздник «Аты-баты, мы солдаты»;
спектакли «Лесная аптека», «Колобок – ледяной бок» и т. д.
физкультурные досуги «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; «Мы на Севере живём", «Зимушка – зима».
Работа над проектом по формированию потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, правил ухода за ним.
2. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, её влиянии на здоровье человека.
3. Привитие у дошкольников стойких культурно-гигиенических навыков.
Одним из современных методов формирования культуры здоровья детей является проектный метод. В процессе работы над долгосрочным проектом "Азбука здоровья" мною были разработаны и реализованы образовательные проекты «Я и моё тело», "Чистые ладошки", "День тёплого молока", "Мир вокруг нас". Интересно был реализован проект «День тёплого молока».
Цель проекта "День тёплого молока" - сформировать у дошкольников основы рационального питания, способствовать воспитанию культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи: 1. Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём организме, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
2. Показать детям, что рациональное питание, особенно в условиях нашего региона, важный фактор здоровья.
3. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания, о связи рациона питания и образа жизни человека.
4. Сформировать представления об основных принципах гигиены питания.
5. Формировать навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, есть аккуратно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
Продукт проекта : Детская газета "Пейте, дети, молоко", книга кулинарных рецептов семейной полезной кухни (подготовленная совместно детьми и родителями).
Реализация проекта была проведена через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также во взаимодействии с семьями воспитанников и через создание предметно-пространственной среды.
Начало работы по данному проекту положило "Письмо от Карлсона", который сообщает детям о том, что он лежит в больнице, а доктор советует ему правильно питаться. Карлсон составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Предлагаем детям обсудить, прав ли Карлсон, и что знают дети, о правильном питании. Совместно с детьми отвечаем на вопрос: «Что они хотели бы узнать о рациональном питании?», составляем план мероприятий по реализации проекта. При реализации данного проекта широко использую в работе с детьми проблемно-игровые ситуации "Мы идём в магазин" (выбирают продукты и обосновывают свой выбор); "Разложи продукты на разноцветные столы" (продукты ежедневного рациона, которые используются достаточно часто, присутствуют на столе редко); "Чем не стоит делиться"; "Пирамида здоровья"; игры- обсуждения "Законы питания"; «Пирамида питания»; "Узнай сказку" (по произведениям художественной литературы); игры - инсценировки "Как заяц стал сильным и здоровым", «Как Илюша животик кормил»; "Пирог", "Каша из топора", отгадывание загадок и кроссвордов, ребусов. Предлагаем творческие задания, например, придумать весёлые истории о том, как готовится молочный суп, каша, творог, кефир, сыр. Игры - эксперименты "Угадай на вкус", «Как сделать простоквашу"; " Попробуй и узнай название молочного продукта" и другие делают образовательный процесс интересным и занимательным. В рамках данного проекта для родителей был предложен дегустационный стол. В конце реализации проекта была организована презентация "Книги кулинарных рецептов полезной семейной кухни" совместно с детьми и родителями.
Праздник "День тёплого молока".
Буренка пришла.
Вкусного молока принесла.
Кто пьёт молоко, будет прыгать высоко!
Козочка - хлопотунья в гости пожаловала.
Сейчас мы узнаем, что за угощения принесла коза - дереза.
Быть здоровыми хотим. Будем пить молоко и кефир,
есть сметану, масло и сыр.