Светлана Кизилова
Целевые ориентиры детей 5-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, разброс вариантов его развития, непосредственность, непроизвольность) не позволяют требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов, и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Публикация «Целевые ориентиры детей 5-го года жизни» размещена в разделах
Итак, на данном возрастном этапе:
• ребёнок продолжает овладевать основными культурными средствами, способами деятельности, учится проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, учится выбирать себе род занятий, участников в совместной игре.
• Ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.
• Учится договариваться, учитывать чувства и интересы других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе верить в себя, стараются разрешать конфликты, учится выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Ребёнок учится сотрудничать и выполнять как лидерские, так исполнительские функции в совместной деятельности.
• Учится понимать, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Ребёнок учится слушать других и стремится быть понятым другими.
• У ребёнка развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными видами и формами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; умеет распознавать различные ситуации и адекватно оценивать их.
• Ребёнок овладевает устной речью, старается выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
• У ребёнка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, овладевает основными движениями, учится контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребёнок учится проявлять волевые усилия, чтобы следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учится соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Учится нести ответственность за начатое дело.
• У ребёнка проявляется любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Интересуется начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знакомится с произведениями детской литературы, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. д. ; учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Ребёнок стремится к новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Начинает проявлять уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде.
• Учится понимать красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную, изобразительную деятельность и т. д.)
• У ребёнка развиваются патриотические чувства, он начинает ощущать гордость за свою страну, её достижения, знакомится с её географическим разнообразием, многонациональностью, важнейшими историческими событиями.
• У ребёнка складываются первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляется уважение к своему и противоположному полу.
• Складываются элементарные общепринятые нормы, первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать хорошо; появляется уважение к старшим и забота о младших.
• У ребёнка складываются начальные представления о здоровом образе жизни; начинает формироваться
восприятие здорового образа жизни как ценности.