Лучший педагог года

Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы

Дарья Елизарова
Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы

Доклад подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №1» Елизарова Д. А.

Как известно, за последние годы наше общество очень изменилось. Изменения коснулись как моделей поведения, так и ценностных ориентиров. Произошло это за несколько последних десятилетий, когда так называемые «дети 90х» впитывали жизненные реалии тех времен: когда все были заняты поиском работы, способа выжить, да и о морали думать у многих, практически не было ни времени, ни желания. Под прессом всех тех событий, нестабильной ситуации, молодёжь выбрала курс на выживание любой ценой, а «морально или не морально», «духовно или не духовно» - это не так важно. Процессы, происходящие в нашей стране в то время, вызвали в какой-то степени, утрату гуманистических нравственных ценностей. Сейчас эти «дети» сами стали родителями, и они приводят к нам своих детей - наших воспитанников, которым, зачастую, передается этот «багаж» ценностей. И перед нами, педагогами, стоит, на мой взгляд, очень важная задача – формирование нового мировоззрения: ведь дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Публикация «Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы» размещена в разделах

Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность: самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Означает ли это, что знания как ценность отходят в сторону? Абсолютно нет. Как писал один из теоретиков суфизма Шихаб Ад-Дина «Всякий обладающий знанием и разумом – украшение, всякий, у кого нет этих двух качеств – ничтожен. Знание нужно, чтобы действие было сокровищем, потому что без знаний действие – мука».

Итак, ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования :

Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию : развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств как регуляторов морального поведения.

Так как я являюсь музыкальным руководителем, хотелось бы подробнее остановиться на последнем аспекте: на мой взгляд, важно создавать условия, чтобы воспитанники выбирали, а точнее, вырабатывали для себя положительные ценности и идеалы, а цели и воплощающие их конкретные задачи отражали движение к идеалу, формирование аксиологического "Я" (ценностные ориентации, чтобы у них формировалось избирательное отношение, вырабатывались установки и предпочтения по отношению к идеям, факторам, явлениям, людям. Стремление человека организовать, регулировать, настойчиво прокладывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, идеалам и ценностям, есть важнейшее качество личности как субъекта жизнедеятельности, обучения и процесса собственного самовоспитания. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. И важнейшей вехой на этом пути, является художественно-эстетическое развитие, в контексте ФГОС дошкольного образования предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)».

Основные задачи работы педагогов по развитию ценностно-смысловой сферы детей заключатся в следующем:

Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка.

Создать условия для восприятия целостной картины мира.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Для достижения целей и задач по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы :

- Непосредственно организованная деятельность

- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.

- Самостоятельная деятельность детей.

-Взаимодействие с семьей (вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. На родительских встречах можно предлагать задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого: танцы, пение, ритмические и коммуникативные упражнения. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей).

В заключении хотелось бы отметить, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования ценностно-смысловой сферы является индивидуальный подход. Например, А. И. Буренина советует давать детям больше свободы действий в выборе танцевальных движений. -Как? -скажете Вы, -Ведь у меня 30 детей в группе?-. Очень просто. Начинать нужно с малого: достаточно одной минуты чтобы тридцать детей проявили свою индивидуальность, сделали свой выбор и, возможно, удивили своих педагогов. Этот опыт я переняла у американских коллег. Упражнение «Приветствие» : на дверь в музыкальном зале повесила изображение ладошки, танцующих и обнимающихся людей. Дети обычно заходят в музыкальный зал друг за другом. Однажды повесив эти изображения попросила детей поздороваться со мной кто как захочет, и каково было мое удивление, когда я поняла, что ранее зажатые дети буквально за секунду раскрепостились. Те, кто мало проявлял эмоции на занятии-решили поприветствовать меня объятием. Те, кто редко проявлял желание танцевать-поздоровались именно танцем.

Безусловно, для повышения эффективности необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, но я с уверенностью могу сказать: да, это маленький шажок для педагога, но огромный шаг для педагогики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования  Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качества образования Ф. И. О. педагога ___ Стаж работы___ Дата.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей Кажется, что применительно по крайней мере к дошколятам говорить о ценностно-смысловой сфере так же преждевременно, как и об их академическом.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования Мельникова Юлия Сергеевна Старший воспитатель, МБДОУ «Чайка» Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими.

Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования .

Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования На современном этапе развития дошкольного образования по – новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих.

Эссе «Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования» Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы
Опубликовано: 27 января 2019 в 11:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД