Елена Политыкина
Человек живёт природой
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – твой друг.
Природа – это уникальная книга. Её тираж один экземпляр. Только один! И поэтому, читая её, Нужно беречь каждую страницу.
Люди, опомнитесь! Узрите содеянное вами и ужаснитесь!
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед человеком.
Публикация «Человек живёт природой» размещена в разделах
Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является её частицей.
«Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, - горестно восклицал русский писатель В. Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые слова»!
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом.
Поэтому мы должны научиться и научить своих воспитанников не только восторгаться гармонией и красотой природы, неисчерпаемостью её тайн, но и воспитать у детей ответственность за судьбу природы. Это одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Чтобы её решить, нужно с раннего возраста формировать у детей экологическую культуру, которая включает в себя экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентиры, экологически оправданное поведение.
Ввиду важности проблемы, я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Реализацию поставленных задач начала с создания предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией как воспитательно-образовательного процесса, так и всех режимных моментов.
В «Уголке природы’’ находятся комнатные растения, подобранные соответственно материалу программы. Дети выполняют работу по уходу за растениями с большим интересом. Для этого в уголке имеется необходимый инвентарь: лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор. Здесь же собраны дидактические игры по ознакомлению детей с природой, коллекции ракушек и камней, наборы домашних и диких животных.
В «Уголке природы» располагается календарь природы и наблюдения за погодой.
Работа с данным календарем позволяет детям отмечать изменения в природе, смену времен года, частей суток и дней недели, попутно развивается речь, активизируется словарь, закрепляются умения и навыки схематичного изображения и предметного рисования.
В зимне-весеннее время в рамках проектной и экспериментальной деятельности в группе создается «Зимний огород». Данное направление работы позволяет провести эксперимент по определению необходимых условий для роста растений, организовать наблюдение за ростом растений в разных условиях, познакомиться со способами размножения растений.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, экскурсии.
Для более успешного усвоения материала использую специально разработанный маршрут – экологическую тропу.
Экологическая тропинка для детей моей группы состоит из следующих стоянок:липа, цветник, клён, ель, каштан, сирень, берёза, ива.
Для повышения интереса детей к занятию вместе с ними выбираю «хозяина тропинки» сказочного героя Лесовичка.
«Хозяин экологической тропинки» - Лесовичок, в руках у которого ключ от тайн природы и письмо, а в нём задания для детей.
Экологическая тропинка помогает мне более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр. Для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
В своей деятельности я широко использую разнообразные дидактические игры экологического содержания, в том числе и авторские наработки. Провожу занятия в форме викторин, игровых обучающих ситуаций, КВН, игр-драматизаций.
Применение мной в работе системных операторов, пиктограмм облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми, формирует приемы работы с памятью.
Одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Считаю, что в результате проделанной работы добилась положительных результатов:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй!