Наталья Косова
Чем занять дошкольника с ОВЗ дома?
▼ Скачать + Заказать документы
Чем занять дошкольника с ОВЗ дома?
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
Публикация «Чем занять дошкольника с ОВЗ дома?» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
Будни ребенка в семье наполнены делами не менее значительными, чем у взрослых. Дошколенок постоянно чем-то занят, делает какие-то открытия. Он по своей природе любознателен, деятелен. Однако если не направить его энергию и стремление к новым знаниям по правильному пути, то положительный заряд будет расходоваться не только в полезной деятельности, но и шалостях, баловстве, а то и в пустом времяпрепровождении.
Задача родителей, создать для растущего человека полноценные, воспитывающие условия в семье, правильно организовать его игры, занятия, досуг. И главное – делать им нужное направление, так как ребенок воспитывается в деятельности.
Необходимо обеспечить ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомить его с окружающим миром.
Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
Прежде всего, деятельность ребенка требует от взрослых целенаправленного и тактичного руководства. Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и, конечно, создать для этого необходимые условия.
Главным содержанием детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Ее воспитательная ценность безгранична. При правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств всестороннего развития. В играх дети удовлетворяют естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.
В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, развивается у детей активность, самостоятельность, инициативность. Они сами определяют, во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками.
Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста – великолепная форма организации их жизни. Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства играми различны. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и самостоятельно играть. Вот почему взрослый является организатором и руководителем игр. Задача родителей состоит в том, чтобы научить дошкольника играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться игрушками бережно, по назначению и убирать их на место.
Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (кубики, кирпичики, открывать и закрывать (матрешки, нанизывать и собирать (пирамидки, кольца). И конечно такие, которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм (они особенно необходимы для 2-3 летнего возраста). Это куклы, кукольная мебель, хозяйственная утварь, зайки, лошадки, машины и т. п. настольные игры – лото, парные картинки, шашки, конструктор – также необходимы детям.
Если ребенок знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним.
Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-волевые качества и в образовательной деятельности.
Какая же образовательную деятельность наиболее доступна в домашних условиях? Маленькие дети любят рассматривать иллюстрации в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие, внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать свои мысли.
Дошкольники любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь. А это зависит от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы он мог хорошо видеть ваше лицо и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное занятие, а не забава.
Дети любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по содержанию. Будьте рядом, покажите ему разные способы и техники рисования, научите малыша простейшим приемам рисования.
Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с тестом и пластилином. Создавая знакомые предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкую моторику рук, которая впоследствии будет участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно : боятся, как бы ребенок не запачкал себя, или одежду, или мебель.
Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, бирюльки, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости, содействует сближению взрослого с маленьким.
Однако полезно предоставлять и самому ребенку организовать свой досуг, самому наполнить содержанием свободное время. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста : с этого начинается способность самоорганизации, которая так необходима при обучении в школе. Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок быть занятым. Умеет ли организовать свой досуг?
Любая игра, любой замысел приобретает широту и разнообразие, если есть партнер.