Марианна Валерьевна Проскурня
Консультация для родителей «Чему и как учить до школы»
Как начинать готовить ребёнка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребёнка к школе? Десятки этих и подобных вопросов часто волнуют родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может: с одним ребёнком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвёртого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать. Одно ясно: готовить ребёнка к школе, обучать можно буквально с рождения и всё, чему вы научите ребёнка, а главное – чему он научится в раннем детстве сам, оплатится строицей. Весь период развития ребёнка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идёт подготовка к школе. И здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, что «другие дети уже умеют это», дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребёнка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, незнакомому, а значит, затрудняется процесс обучения. Попробуем «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, неготового к школе, и, отталкиваясь от этого, решить, чему и как учить до школы. Отберём для «портрета» самые характерные черты:
Публикация «Консультация для родителей „Чему и как учить до школы“» размещена в разделах
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать);
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (неправильное произношение, бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли и т. д.).
Не все родители считают, что подготовка к школе – их забота. Многие (особенно те, чьи дети ходят в детский сад, стремятся перепоручить всё воспитателям детского сада и нередко возмущаются плохой или недостаточной работой с детьми. Другие думают, что всё придёт само собой – «вырастет – научится» - и не следует уделять подготовке к школе специального внимания. Конечно, в детском саду ведётся обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребёнка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Именно семья (при существующей системе дошкольного воспитания) должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребёнка к школе.
И ещё один вопрос, который задают родители : когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Попробуем разобраться вместе. Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребёнка определенных знаний об окружающем мире, предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведённое время? Возможно, иногда возникает и такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, отчего, зачем», не лениться разъяснить, показать, вовремя обратить на что-то внимание малыша. Вы идёте вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты – кефир, творог, сметана. О том, что «даёт корова молоко», ребёнок узнаёт, конечно, раньше. Сегодня у нас поездка на дачу, за город – нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимания на то, как они растут, вспомнить цвета – все оттенки зелёного, красного, жёлтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а малыш сам выкопает морковку, сорвёт огурец и т. п. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и др.) а потом поиграть: «Кто быстрее выберет фрукты» или «Кто найдёт больше диких зверей». В прочем, игры могут быть различными, пофантазируйте и обязательно найдёте то, что интереснее вашему ребёнку.
Необходимые знания ребёнок получает не только в процессе общения, но и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, что он стремится разобрать новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания вашей дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Всё это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.
Все дети любознательны, и их потребность в новом следует целенаправленно развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удаётся в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.
Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребёнка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, опёнок и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чём отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготовить грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ёжик. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребёнке наблюдательность, творческое воображение. Куда бы вы пошли вместе со своим малышом, разговоров, обсуждений, впечатлений хватит надолго.
Ребёнок в 6 лет очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решение тех задач, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, но вы можете стимулировать этот процесс вопросами типа: как? что? почему? а если бы? что? если?. Ребёнок учится при этом самостоятельно рассуждать, предполагать, делать выводы. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Думаем, что в таком случае не следует делать вид, что вы очень заняты, или просто игнорировать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постарайтесь узнать и потом расскажете. Слово своё обязательно сдержите.