Елена Кулебакина
Консультация для родителей «Что необходимо знать родителям о речевом воспитании?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что необходимо знать родителям в области речевого воспитания?
Речь –сложнейшая психофизиологическая функция человека. Она условный знак окружающей нас действительности. Она сигнал сигналов. И для того, чтобы, ребенок овладел ею, необходимы два условия : нормальное строение анатомо-физиологических органов, участвующих в образовании и развитии речи, и наличие полноценной языковой среды воспитания. Эти два основных фактора и составляют основу речевой деятельности человека.
Публикация «Консультация для родителей „Что необходимо знать родителям о речевом воспитании?“» размещена в разделах
На самых ранних стадиях речевое воспитание строится на эмоциональных факторах. Разговаривая с малышом мы постоянно побуждаем его испытывать и проявлять эмоции, которые играют главную роль в речевом развитии. Важный момент в жизни ребенка-гуление. Оно появляется в 5 недель. Когда тепло, сухо, спокойно ребенок играет голосом – гулит. Родители всячески поддерживают и продлевают эту реальность общения. Своевременное гуление служит хорошим прогнозом для речи. По истечении двух месяцев на смену гулению приходит лепет. Здесь уже ясно различаются некоторые звуковые комплексы, присущие человеческой речи. Родители отмечают и изменения в поведении ребенка: он жадно всматривается в лицо матери и прислушивается к ее речи, стараясь перенять мимику материнского лица. Все чаще и чаще раздается детское лепетание: па-па-па, угу, гу. Ребенок как бы зовет к себе, чтобы разделить эту симфонию звуков сообща.
В три месяца малыш реагирует на речь, а в пять узнает голоса близких, проявляя к ним эмоционально буйное отношение. Всем набором звуковых и двигательных эмоций положительно отвечает на знакомое лицо, знакомые звуки, силясь продлить минуты общения. И здесь то, на начальных этапах речевого старта имеются особенно благоприятные условия для речевого развития, для профилактики речевых дефектов. От родителей, и в первую очередь от матери, требуется специфическая помощь. Старайтесь при общении с ребенком держать лицо открытым, чтобы он хорошо видел положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, что вы делаете: кормите, одеваете, укладываете спать или играете. Повторяйте с малышом звуки, которые к тому времени появились у него самостоятельно. Называйте предметы, действия во время игры с ребенком. Вводите его в мир звучащих игрушек.
Общее двигательное развитие помогает развитию произносительного аппарата: ребенок силится повторять слова за матерью, следит за движением губ взрослых. В возрасте одного года у детей появляется необыкновенная тяга к подражанию. Наблюдения показывают, что если родители и воспитатели уделяют достаточно времени для общения с ребенком, то речь таких детей развивается своевременно и правильно.
Большую ошибку совершают те родители, которые начинают подлаживаться под детскую речь: картавят, сюсюкают, думая, что таким образом ребенок лучше поймет их. В норме к году жизни словарь ребенка насчитывает несколько простейших 8-9 слов. После полутора лет речь проделывает стремительный скачок, и к двум годам словарь содержит около 600 слов, а к четырем – свыше 2000 слов. К пяти годам дети практически овладевают всеми формами языковых средств, почти полностью формируется звуковая система, достаточный для общения словарь и грамматический строй.
Вот в этот бурный период речевого развития для ребенка чрезвычайно полезны игры, рассматривание картинок, рассказывание сказок, знакомство с окружающей природой, свежие впечатления, побуждающие ребенка к разговору.
Однако заботясь о речевом развитии ребенка, необходимо соблюдать меры предосторожности в дозировке и сложности преподносимого материала. Не нужно задавать сложных и неприятных вопросов, заставлять разучивать трудные для детской речи стихи. Это может привести к своеобразному взрыву, нередко приводящему к тяжелейшему речевому страданию – заиканию.
Следующий вопрос о котором следует поговорить –речевые дефекты. Это резкое отклонение от норм и сроков развития, препятствующее нормальному общению. Какова природа их появления?
а) Болезни родителей;
б) Нарушение режима дородового периода (курение, употребление спиртных напитков, токсикозы беременности, физические и психологические травмы)
в) осложнения во время родов
г) болезни раннего детства (менингиты, энцефалиты, длительные хронические заболевания органов слуха, сотрясение мозга)
д) врожденные аномалии речевого аппарата (дефекты языка, губ, твердого и мягкого неба
е) болезни гортани, носа и глотки (полипы, аденоиды, воспаления и травмы)
Аномальная окружающая среда является одной из главных причин аномального речевого развития, но она не единственная. Для нормального развития речи нужна еще полная речевая среда.
Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются на речи детей. В практике встречаются случаи, когда в результате подражания отклонения в речи родителей воспринимаются ребенком, и он страдает теми же речевыми недостатками.
Родители при внимательном подходе могут заметить отклонения в период становления речи. И тут важно не упустить время: чем раньше родители займутся перевоспитанием неправильной речи, тем благоприятнее будет исход. Пока неправильная речь еще не успела закрепиться, не вошла в привычку, ее легче разрушить, а молодой растущий мозг более пластичен для образования новых, новых нормальных речевых связей. Приступить к работе по исправлению речи ребенка следует только после консультации логопеда. Практика показывает, что когда родители настойчивы, ответственные и целеустремлены, они добиваются хороших результатов в развитии речи своего ребенка.