Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе

Людмила Колесникова
Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе

Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде, чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все звуки, то и проблем речевых у ребёнка быть не может. Но давайте представим нашу речь как систему. И эта система похожа на айсберг, где произношение – это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана на других более значимых составляющих. От того, насколько они сформированы у ребёнка, зависит его дальнейшее успешное обучение в школе чтению и письму.

У дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:

1. Звуковая сторона речи усвоена.

Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.

2. Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав.

3. Сформированы фонематические процессы.

Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие (с-ц, с-ш, з-ж, звонкие-глухие (б-п, д-т, соноры (р-л, м-н).

4. Проводит языковой анализ и синтез.

Может определить, сколько звуков в слове, назвать гласные и согласные, назвать 2-ой, 4-ый,1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.

5. Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.

Пример- Составь предложения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

6. Развита слухо-речевая память.

Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.

Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны.

7. Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова-синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д.

8. Усвоен грамматический строй языка.

Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов)

9. Достаточный уровень развития связной речи.

Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3 – 4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Помимо этого:

ребёнок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей, где и кем они работают, какое сейчас время года и его признаки, назвать свой адрес;

у него должны быть сформированы понятия «право – лево», ведущей руки (умение чётко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать правую и левую сторону, правый верхний угол);

должна быть достаточно развита мелкая моторика (движения пальчиков руки, умение правильно держать карандаш, собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы). Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Всё это необходимо знать ребёнку, чтобы с первых же дней в школе у него не начались неприятности и неуспехи.

Вот почему так важно как можно раньше начать подготовку ребёнка к школе. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна носить очень непринуждённый характер. Она должна быть организована увлекательно и интересно, проводиться в основном в игровой форме и вызывать у ребёнка только положительные эмоции.

Только в процессе общения с вами ребёнок должным образом овладевает устной речью. Одевается или обувается ваш ребёнок, накрываете ли вы на стол, моете ли посуду, разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, считайте. А потом постарайтесь, чтобы ваш сын или дочь сами применяли их в речи. От вас требуется направить внимание на нужды ребёнка, своевременно помочь ему. Смысл слов, обозначающих пространство и время, будущий школьник постигает, слушая ваши ответы на его многочисленные вопросы.

Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, вырезайте ножницами. Это развивает пальчики, т. е. тонкую моторику, которая напрямую связана с речью. И обязательно обговаривайте каждую деталь, последовательность действий, их смысл. Вот и льются нужные слова и выражения: «длинная и короткая сторона», «широкая и узкая полоска», «квадрат и треугольник», «вверху и внизу», «сбоку в углу», «в середине», «ровно и криво» и т. д.

Обязательно читайте детям вслух. При слушании развивается память. Заучивайте стихи, пересказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы к иллюстрации в книге. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны.

Помните, только Вы и Ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему.

Активно радуйтесь успехам ребёнка, чаще хвалите его!

Публикации по теме:

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

Что нужно знать родителям будущих первоклассников «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4–5 лет Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет Содержание: • Психологическое развитие • Интеллектуальные особенности.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о подготовке детей к школе» «Что родители должны знать о подготовке ребенка к школе.» Подготовку детей к школе надо начинать с младшего дошкольного возраста. Следует.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Консультация для родителей «О чём нужно знать родителям при сборе ребёнка на прогулку в холодное время года» Отправляясь на прогулку с ребёнком, важно учитывать следующее: • Перед прогулкой нельзя мыть лицо ребёнку водой, на улице это может вызвать.

Паматка для родителей «Что нужно знать детям о правилах дорожного движения» Памятка для родителей «Что нужно знать детям о правилах дорожного движения». Уважаемые мамы и папы! Вы являетесь образцом поведения. Вы.

Переутомление у детей. Что нужно знать родителям? Немногие родители осведомлены о детском переутомлении в полной мере. Ведь принято считать, что переутомиться ребенок может только в школе.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Родителям о готовности ребенка к школе Родителям о факторах, влияющих на успешность обучения в школе. Уважаемые родители! Многие из вас стремятся к тому, чтобы при поступлении.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 11:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Детский мастер-класс по рисованию красками по мотивам гжельской росписи «Гжельская...
Детский мастер – класс по рисованию красками «Гжельская посуда» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе...
Конспект познавательной прогулки «Как рождаются снежинки» для средней группы к...
Цель: продолжить знакомство детей со свойствами снега. [/b] Задачи: Образовательные: формировать представление о состоянии воды в окружающей...
Фотоотчёт о проведении НОД по лепке «Мои любимые игрушки», с детьми старшей группы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная....