МААМ-картинки

Консультация «Что такое диспраксия?»

Бутузова Татьяна Владимировна
Консультация «Что такое диспраксия?»
▼ Скачать + Заказать документы

Диспраксия (синдром неуклюжести) — это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов.

Для диспраксии характерны : различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме, трудности с планированием и выполнением точных движений.

Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.

Публикация «Консультация „Что такое диспраксия?“» размещена в разделах

Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса.

Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:

- патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);

- аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);

- патология новорожденного (нерезкая асфиксия, переношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);

- неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.

У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию.

При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).

В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов.

Классификация:

Диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:

По локализации:

• общая – сложности владения телом;

• кистевая - сложности подстраивания кистей рук;

• пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;

• оральная – сложности выполнения движений губами и языком;

• артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.

Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы:

• проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия;

• сложности с подвижными играми;

• речевые нарушения;

• графические трудности.

Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей, «не вписываются» в дверные проемы.

Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.

Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках,искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.

Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками.

Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дифицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.

Коррекционная работа:

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр., подвижные игры на ловкость, точность движений. применяются:

Кинезиотерапия, физиотерапия, массаж

Нейропсихологическая коррекция

В рамках нейропсихологического подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют cуджок -терапия, пальчиковая гимнастика, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске.

Логопедическая коррекция:

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков.

Прогноз и профилактика:

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

Литература:

1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю. Е., Ковязина М. С., Троицкая Н. Б., Блохин Б. М. // Лечебное дело. – 2011. – №2.

2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова Т. П., Анисимов Г. В., Савельева Н. А., Довганюк М. В. // Специальне образование. – 2015.

3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О. Ю. // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014 г.

4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В. Ф., Браим К. С., Леханова О. Л. // Педагогические науки. – 2016. - №6.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Консультация для родителей  «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое вебинар?»Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое сенсорика» Многие родители не знают, что такое сенсорика? И почему необходимо ее развивать? В раннем возрасте ребенок начинает познавать окружающий.

Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия»Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия» Консультация для родителей "Что такое сказкотерапия?" Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи,.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация «Мнемотаблицы в музыке, что это такое»Консультация «Мнемотаблицы в музыке, что это такое» Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Что такое диспраксия?»
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 14:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что такое диспраксия?»» (включая файлы) размещена пользователем Бутузова Татьяна Владимировна (УИ 3395127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД