Алиса Девятко
Консультация «Чтобы дети росли воспитанными»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы дети росли воспитанными»
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Антон Семенович Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
Публикация «Консультация „Чтобы дети росли воспитанными“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Перед родителями и педагогами стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:
с первых дней жизни ребенка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение;
формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;
воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «Вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции;
воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т. д.);
вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;
формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорить о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока, что с него спросишь. Ребенок!»
Дорогие мамы и папы! Очень важно уже сейчас учить ребенка вести себя сдержанно, соблюдая общепринятые нормы поведения. Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде (что обычно заботит мам и пап, но и в красоте его поведения.
Неоспоримо многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость.
Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.
Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.
Деликатность
– сестра вежливости… Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощутить собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, декламирует стихи в автобусе. В подобных случаях родители должны тактично объяснить ребенку, как надо вести себя.
Чуткость…
Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом», развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).
Чувство такта…
Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях. (Лена, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!» Когда отец сказал, что он это сделает несколько позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду с тобой дружить!» В этом случае следует сказать: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… Тот, кто любит своего папу, так не поступает».)
Предупредительность…
Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. Вы идете с сыном (дочкой) и несете покупки. Догадается ли он (она) предложить вам свою помощь. Необходимо подсказывать ребенку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперед себя старшего или маленького.
Скромность…
Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.
Как бы ни старался педагог привить своим воспитанникам черты скромности, без содружества с родителями эта задача невыполнима. Воспитатели нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: и развитый не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и ростом выше сверстников. Стараются выдвинуть его в лидеры в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают», «Не обращай ни на кого внимания…». Позже, когда ребенок стал первоклассником, мать жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал? Подумаешь!»
Уважаемые родители! Помните! Поведение ребенка – результат воспитания. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание.
Общительность…
В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.
Дисциплинированность…
Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребенка качества, характерные для современного человека: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм, быть патриотом. Очень важно, чтобы дети выполняли указания с пониманием необходимости этих качеств. Сегодняшнему маленькому гражданину предстоит стать творцом новой жизни, вот почему важно в дошкольном возрасте формировать у ребенка чувство ответственности за собственное поведение.
Таким образом, культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Родители и педагоги должны добиваться этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них.
Литература. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987.