Вера Кривошеева
Чтобы детский сад стал родным
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы детский сад стал родным. Советы педагогам и родителям.
Отдавать ребенка в детский сад или нет? Такой вопрос очень волнует родителя. Посещать ребенку дошкольное учреждение, конечно, необходимо. Дошкольное учреждение готовит детей к школе в интеллектуальном, психологическом и социальном плане. Но вот время адаптации у детей разное. И эти трудности приходится преодолевать не только детям, но и родителям.
Публикация «Чтобы детский сад стал родным» размещена в разделах
Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Это большой незнакомый город с путаницей улиц, наполненный жителями, причем, они больше вас, а есть просто гиганты, которые проявляют интерес к вам. И неизвестно какие у них намерения: добрые или не очень, и нет ни одного близкого человека, объяснившего, что это за люди, что это за город. Картина не из приятных, но это, ни что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом. Безусловно, ребенок со временем освоится в новой обстановке, познакомится с воспитателем и детьми, будет ориентироваться в детском саду, но у всех детей время адаптации разное.
Для нас, как воспитателей, впервые встречающего новую группу детей, особенно важно разобраться, как дети воспринимают себя и свое окружение в детском саду, и каким детям может понадобиться помощь в адаптации.
Каждый раз, встречая новую группу дошкольников, мы волнуемся также как и они. Как подобрать «ключик» к сердцу каждого малыша, как сделать так, чтобы дошкольник делился с тобой радостью и успехом, неприятностями и трудностями, чтобы он чувствовал себя, как дома, а в некоторых случаях даже лучше?
Во-первых, особое значение имеет состояние предметно-развивающей среды в группе, в которой ребенок должен знать, где что лежит и может играть с любой понравившейся ему игрушкой. Малыш должен понимать, что его ждут, здесь его группа, ему рады.
Во-вторых, педагогу необходимо создать особую систему межличностных отношений, при которой ребенок доверяет воспитателю и чувствует себя в безопасности, когда его не заставляют делать что-либо против его воли, и тогда малыш пойдет с охотой и желанием. Это место, где ребенок не болеет, сохраняет и укрепляет свое здоровье.
В-третьих, должна быть создана система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному, устойчивому развитию личности. Другими словами, когда дети в течение дня заняты деятельностью, удовлетворяющей потребности физического, интеллектуального, эстетического развития каждой личности.
По опыту своей работы в детском учреждении знаем, что лучший результат по адаптации детей бывает, когда родители психологически готовят детей к детскому саду.
Что хотелось бы порекомендовать родителям? Дорогие Родители! Помните, что семья-лучшее место для формирования неповторимой индивидуальности. И чем малыш младше, тем тщательнее к этому надо подойти.
Очень важно объяснить ребенку, почему он должен ходить в садик. Можно сказать, что он теперь большой, и как все взрослые люди ходят на работу, старшие дети в школу, он пойдет в детский сад.
А можно представить его новую роль как помощь маме, которая теперь сможет ходить на работу, зарабатывать деньги, и, кстати, покупать ему сладости и игрушки.
Считаю, еще немаловажный фактор в детском саду – это друзья. Стоит помочь детям завести друзей как можно скорее. Например, прежде чем отдать его в детский сад, необходимо на протяжении некоторого времени погулять на площадке в часы, когда гуляет его будущая группа (разумеется, по договоренности с воспитателем). Пусть у ребенка будет время познакомиться с детьми, привыкнуть к ним, подружиться: большинству родителей все это проще сделать (когда мама рядом, которая может предложить поиграть с детьми в общую игру, и беседу построить так, чтобы малыши разговорились). Потом отправляться в садик к знакомым детям будет совсем не страшно. Так же стоит постараться завести знакомство с другими родителями, чтобы ходить гулять вместе, встречаясь где-нибудь в определенном месте.
Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе непродолжительное время. Хорошо, если вы сами сможете показать малышу его место за столом, кроватку, шкафчик. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные! В садик можно взять и свою любимую игрушку, книжку, и это будет частичкой дома в пока еще чужом месте. А вот чего делать нельзя: исчезать, пользуясь тем, что ребенок заигрался, шантажировать и пугать садом, устраивать незапланированные выходные дни среди недели. Привыкнуть все-таки проще к тому, что ты понимаешь и осознаешь. Даже если это звучит так: «Ты поешь, позанимаешься, погуляешь, поспишь – и я приду за тобой». Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях, оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому сотрудничеству. Например, если вы собираете пирамиду, то одно колечко нанизывает ребенок, другое - взрослый. Если загружаете машину кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.
Вашему ребенку необходимо узнать, что детей, которые играют во дворе нельзя толкать, бить, хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки, интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их гулять, во время прогулки затевайте интересные игры.
Наряду с вышеперечисленными рекомендациями, хотелось бы отметить самое мощное, и вместе с тем доступное средство – сказка. Есть целое направление в психологии – сказкотерапия. Сказка увлекает за собой и ненавязчиво учит, помогает понять многое. Сочините для вашего ребенка историю о том, как зайчик или медвежонок пошел в садик. И поиграйте с ним в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажи из сказок и легче себя с ними идентифицируют.
«Жил-был маленький котенок, и мама его очень любила. Однажды они, гуляя, проходили мимо детского сада, где веселились такие же котята. Мама увидела его любопытство и сказала: «Здесь котятки играют целый день вместе, им очень весело, потому что одному всегда скучно. А еще есть садик, в который ходят детки, и теперь играют…». Опишите любую игру, в которую могли бы играть все в детском саду. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, когда он уже будет ходить в него. Понаблюдайте, как играет ваш ребенок с игрушкой, помогите ему разыграть сюжет, ориентируйте игру на положительный сюжет.
Учите ребенка делиться игрушками, получать радость, когда не только берешь что-то, но и даешь другим.
Ребенок, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в садике. Игрушки должны быть наполнены смыслом: куклу можно кормить, укладывать спать, одевать на прогулку. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это с ребенком, показывая всю важность этого занятия. Ребенок быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в группе он всегда найдет себе интересное дело.
Учите малыша общению с другими детьми и взрослыми, посещайте с ними детские площадки и парки, ходите в гости к друзьям и родственникам и тогда заметите, адаптация пройдет легче и быстрее. Дорога из сада - время для разговоров. Как прошел день, с кем играл. Малышу интересно рассказать о том, кто в группе плачет, кто балуется и обязательно – кто нравится.
Если ваш ребенок рассказывает дома о том, какая добрая воспитательница, что в детском саду они не только кушают и спят, но и рисуют, лепят, поют, занимаются физкультурой и зарядкой. Если ваш ребенок скучает по детям, с которыми играет в садике, гуляет – это свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и жизнью в детском саду, отныне одна жизнь является продолжением другой.