Сибиргина Евгения Сергеевна
Чувство самоценности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство самоценности у детей дошкольного возраста
Задача родителей заключается в том, чтобы дать правильное направление нашим беспомощным и зависимым детям, а так же осознать, что они могут стать уверенными в себе, надежными личностями.
Успех в достижении этих целей зависит не только от добрых намерений родителей, но и от того, как наш ребенок сам их воспринимает.
Публикация «Чувство самоценности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его "недостаткам"и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно "воспитывают," критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строиться извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание.
Положительное отношение к себе-основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже бореться за него.
Он ждет от нас подтверждений того, что он-хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами.
Все это-базисные стремления ребенка и вообще всякого человека.
Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.
Каждому знакомо, как малыш взглядом и всем своим видом (когда еще не умеет говорить, а потом и прямо словами просит: "Посмотри, что у меня получилось!", "Смотри что я уже умею!". А начиная с 2-х летнего возраста у него уже появляется знаменитое: "Я сам"!- требование признать, что он это тоже может!
Каждым обращением к ребенку-словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто- в основном о нем.
От повторяющихся знаков приветствия,одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: "Со мной все в порядке", "я-хороший", а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики-ощущение "со мной что-то не так", "я-плохой".
Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок. Но по мере взросления ребенка "воспитательная" струна начинает звучать все сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его "сокровищнице" самооценки : светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения- или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.