Ольга Усольцева
Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4–5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4-5 лет экологической направленности «Нежные звуки весны»
Предварительная работа:
-Рассматривание картин русских художников: «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» И. Саврасова;
-наблюдение за изменениями в природе во время прогулки;
- чтение детской художественной литературы;
-решение логических задач (автор Л. Виноградова);
Публикация «Цикл музыкально-интегрированных занятий для детей 4–5 лет экологической направленности „Нежные звуки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-разучивание и закрепление музыкального репертуара : песня-закличка «Ой, бежит ручьем вода», песня «Ручеек-проказник» М. Картушиной, танец «Весенняя полька» А. Бурениной, песня «Пение птиц».
Дидактический материал:
- магнитная доска
- картинки с изображением весенних ручейков,
- карточки-схемы для ритмического упражнения «Капель»
-карточки с изображением птиц,
- кукла, одетая в пальтишко, штанишки, шапочку.
- музыкально-шумовые инструменты : треугольники, ксилофоны, барабаны, колокольчики, шуршунчики, молоточки, бубны.
- фонограммы музыкальных произведений и звуков природы.
Цель:
знакомить со звукоподражательными приемами отображения голосов птиц, природных явлений через игру на музыкальных инструментах, пение, движения.
Задачи:
- помочь детям реализовать свое впечатление, эмоциональное состояние через исполнительское творчество;
- углублять представление детей об эмоциональном содержании звуков природы;
- закреплять название музыкально-шумовых инструментов;
- систематизировать и углублять знания о признаках весны.
- развивать умение создавать шумовые композиции из звуков речи;
- воспитывать чувства прекрасного через любовь к природе.
1 занятие
Тема: «Весна пришла!»
Дети входят в музыкальный зал под веселую музыку, строятся в круг, музыкальный руководитель предлагает поздороваться, исполнить приветствие:
«Здравствуйте!» (фонограмма «Веселые дети» диск «Коммуникативные танцы и игры» автор А. Буренина)
И. п. : руки на поясе
Я здороваюсь везде: - машут правой рукой вправо-влево
Дома и на улице. то же левой
Даже «здравствуй» говорю - «пружинка»
Я соседской курице. - прямые руки опущены вниз, прижаты к туловищу,
изображают крылышки курочки
Здравствуй, солнце золотое, - руки вверх, сжимают-разжимают пальчики
Здравствуй, небо голубое, - руки вверху
Здравствуй, легкий ветерок, - качают руками вправо-влево, кисти расслаблены
Здравствуй, маленький щенок. – прикладывают кисти рук г голове, изображают ушки
Здравствуй, утро, - вытягивают вперед правую руку
Здравствуй, день, - вытягивают вперед левую руку
Нам здороваться не лень, - повороты головы вправо-влево
Здрав-ствуй-те! - хлопки с подпеванием.
Музыкальный руководитель приглашает детей пройти на стульчики.
Муз. рук. : Ребята, отгадайте мою загадку.
Вокальная импровизация педагога:
Поет Тает снежок, ожил лужок,
Птички прилетают,
Когда это бывает?
Дети отвечают: Весной!
Муз. рук. : А теперь ответ на мою загадку нужно пропеть.
Ребенок исполняет вокальную импровизацию на слова: Это бывает весной (индивидуальный опрос 2-3 детей).
Музыкальный руководитель : Наступила весна, солнышко стало пригревать землю, сосульки тают и поют свои веселые песенки, птички тоже радуются приходу весны, совсем скоро появятся первые весенние цветочки. Ах, как хорошо весной! Ребята, сегодня я приглашаю вас погулять по весенним дорожкам вместе с девочкой Катей, и порадоваться приходу весны.
Пройдемте на музыкальную полянку, и с помощью музыкальных инструментов расскажем сказку «Весна пришла!».
Дети садятся на коврик, у каждого ребенка – набор музыкально-шумовых инструментов : ксилофон, барабанчик, шуршунчик, колокольчик, бубен.
Музыкальный руководитель ведет рассказ, дети озвучивают его музыкально-шумовыми инструментами, голосом, звукоподражанием.
Музыкальный руководитель показывает детям куклу, одетую в пальтишко, шапочку, штанишки, сапожки: Ребята, а вот и девочка Катя, давайте пропоем ее имя: КА-ТЯ! (дети поют м. 3 вниз). А теперь споем ласково: КА-ТЕНЬ-КА, и прохлопаем (интонируют мажорное трезвучие вниз-вверх - D-dur).
Однажды рано утром Катю разбудили первые солнечные лучи, они заглянули в окно ее комнатки и пропели:
Ка-тя, вставай! (треугольник, Катя потянулась (дети потягиваются,
Улыбнулась (дети показали улыбку, И громко крикнула: У-РА! (хлопок в ладошки над головой). Наступила весна, и я пойду гулять! Катя вышла из дома, и отправилась по весенним дорожкам. Шла она неторопливо, спокойно, вот так: топ-топ-топ-топ, прямо по дорожке, топ-топ-топ-топ, шли у Кати ножки (ритмичные удары по барабану) Прямо перед собой Катя увидела деревянную горку.
- Как здорово, наступила весна, и горка оттаяла от снега. Она стала забираться на горку, вот так: топ-топ-топ-топ…. (игра на ксилофоне от самой низкой пластины, до самой верхней) А затем скатилась с нее вот так: (glissando сверху-вниз, и упала (удар по барабану). Катя встала, отряхнула штанишки (шуршунчик, и побежала дальше: топа-топа-топа-топа (игра на барабане в ритме слов).
Вдруг Катя остановилась, она услышала чью-то песенку. Давайте и мы послушаем, и отгадаем, чья это песенка.
Дети слушают запись «Капель» (диск «Из чего родилась музыка», приложение к методическому пособию «Музыка» Т. Э. Тютюнниковой).
Музыкальный руководитель : Верно, это песенка капели. Наступила весна, сосульки тают, и поют свои веселые песенки то медленно, то быстро. Посмотрите, на этой карточке изображены капельки: большие капельки – поют медленно свою песенку, а маленькие – быстро. Давайте возьмем колокольчики, и вместе с ними споем песенку «Капель». (авт. О. Усольцева)
Кап-кап, я капель, капаю тихонько
Кап-кап, целый день капли пляшут звонко. (удары колокольчиком по ладошке)
Капа-капа, побыстрей капли побежали,
Потому что солнышко капли повстречали. (встряхивают колокольчиком)
-«Какая красивая музыка,- подумала Катя, это потому, что пришла весна!»
И Катя пошла дальше: топ-топ-топ-топ (удары по барабану).
Шла Катюша по весенним дорожкам, слушала песенки капели, и вдруг остановилась, дорогу преградил ей веселый ручеек, и тоже пел свою веселую звонкую песенку, вот так:
Дети а капелла исполняют песенку «Ручеек», (авт. М. Картушина) подыгрывая себе на музыкальных инструментах.
1. Ручеек-проказник весело звенит,
Ручеек-проказник песенку журчит (удары по бубну)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля….(встряхивание бубном)
2. Ручеек-проказник скачет по камням,
Песенку-скакалочку напеваем нам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Скачет по камням. (удары по ксилофону по разным пластинам)
-«Какая красивая песенка,- подумала Катя, это потому, что наступила весна». И вдруг Катя услышала мамин голос: «Катя, домой» ( хлопок в ладошки на слове: до-мой). Катенька бегом побежала домой, и услышала, как под ее ножками весело поют песенку брызги воды:
- По дорожке – топ-топ, и по лужам- шлеп-шлеп (барабан+ бубен: правой рукой ребенок ударяет по барабану, левой бубном ударяет по коленке).
Прибежав домой, Катя сказала маме, что сегодня на прогулке она повстречала музыку весны. И завтра она вновь отправится гулять, звуки весны искать.
Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилась сказка? Что услышала Катя на прогулке, с кем повстречалась?
Дети отвечают: На прогулке Катя услышала песенку капели, которая звучала то медленно, то быстро; песенку ручейка, который пел то напевно, то отрывисто, когда прыгал по камушкам, а еще она каталась с горки, и весело шлепала по лужам.
Музыкальный руководитель : На следующем занятии мы вновь отправимся гулять вместе с Катей, и узнаем, кого еще повстречала она на весенней прогулке. Ну, а мы с вами будем в парочки вставать, «Весеннюю польку» исполнять.
Дети танцуют под фонограмму «Весеннюю польку», подпевая слова:
1. На дворе опять весна, всем ребяткам не до сна.
Дружно парой идем, за собою всех зовем. (идут парами по кругу)
Припев: Мы в ладошки хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами, топ-топ-топ.
Покружись, покружись,
И друг другу поклонись.
2. А теперь веселым кругом,
Побежим мы друг за другом,
Веселей, веселей,
Своих ножек не жалей.
Музыкальный руководитель :
Весеннюю пляску мы танцевали, звуки весенние мы повстречали,
До свиданья, в добрый час, с нетерпеньем жду я вас.
Дети поют прощальную песенку, уходят в группу.
2 занятие
Тема: «Весенние голоса»
Дети входят в музыкальный зал, встают в круг, исполняют песенку- приветствие «Здравствуйте», затем садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель : Ребята, на прошлом занятии мы с вами побывали на весенней прогулке вместе с девочкой. (внести куклу). Давайте поздороваемся с ней.
Дети пропевают фразу в нескольких вариантах:
- здравствуй, Катя с хлопком
- здравствуй, Катенька с притопами
- здравствуй, Катюшка со шлепками по коленкам.
Музыкальный руководитель : Давайте вспомним, что делала Катя на прогулке?
Дети: Шагала, бегала, каталась с горки, шлепала по лужам.
Музыкальный руководитель : Какие звуки услышала Катя?
Дети: звуки весны : звуки капели, ручейка.
Инструментальная импровизация.
Музыкальный руководитель напоминает содержание сказочки-шумелки, дает индивидуальное задание:
- (Имя ребенка) сыграй, как солнышко разбудило утром Катю (ребенок играет на треугольнике)
- (Имя ребенка) сыграй, как Катя шагала, и как бежала (удары по барабану быстро-медленно)
- (Имя ребенка) сыграй, как Катя забралась на горку, скатилась, и упала ( игра на ксилофоне: поступенное движение мелодии вверх, затем glissando, удар по барабану)
- Девочки споют песенку капели, а мальчики подыграют на колокольчиках
Вокально-ритмическое упражнение «Капель».
- Песенку ручейка нам исполнят мальчики, а девочки подыграют на бубнах и ксилофонах.
Песня «Ручеек-проказник» М. Картушиной.
- А вы, ребята (приглашает 2 детей, сыграете на барабане и бубне, как Катенька бежала, и шлепала по лужам. (муз. рук. подговаривает топ-шлеп, топ-топ, шлеп-шлеп).
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня я предлагаю вновь отправиться с Катей на прогулку. Проходите на музыкальную полянку.
Дети рассаживаются на коврике, у каждого ребенка набор музыкальных инструментов : ксилофон, бубен, ритмические палочки.
Музыкальный руководитель : Наша Катенька идет, Катя песенку поет. Давайте и мы с ней споем песенку-закличку «Ой, бежит ручьем вода» (укр. нар. п., и подыграем себе на музыкальных инструментах. (дети выбирают себе инструмент по-желанию.)
Музыкальный руководитель продолжает рассказ: Шла Катя шла, и пришла на лесную полянку. Остановилась, вдруг слышит, кто-то песенки поет, давайте послушаем вместе с ней.
В записи звучат голоса птиц: утка, дятел, воробей, чиж, жаворонок, соловей. Дети отгадывают, называют голоса птиц, рассматривают иллюстрации с их изображением, затем музыкальный руководитель предлагает сыграть их песенки на музыкальных инструментах, дети играют, подпевают звукоподражания.
Пение с подыгрыванием на музыкальных инструментах
«Пение птиц» (польская народная песня)
1. Вот кукушка поет, малых детушек зовет:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку. (колокольчик)
2. В небе крылья раскрыв, звонкий жаворонок вьется,
Над полями раздается: жив-жив-жив (молоточек)
3. Прилетел пестрый чиж, он запел нежней свирели,
А ребята присмирели:
Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь (маракасы)
4. Соловей лучше всех, разливается, хлопочет,
Словно ночью спать не хочет: цех-цех-цех, цех-цех-цех (бубен)
5. Птичка дятел сидит, и по дереву стучит:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (ритмические палочки)
6. Воробей прилетел, звонко песенку запел:
Чик-чирик, чик-чирик (колокольчик)
Музыкальный руководитель : «Какие красивые песни поют птички, - подумала Катя, - это потому, что пришла весна!». Затем Катя отправилась домой, рассказать маме, какие звуки она повстречала весной.
Музыкальный руководитель : Ребята, какие звуки Катя услышала?
Дети: Она услышала голоса птиц. (дети перечисляют птиц)
Музыкальный руководитель : Давайте мы сейчас превратимся в птичек, потанцуем, порадуемся приходу весны.
Танец-импровизация под аудиозапись «Песни и пляски птиц» из оперы Н. Римского-Корсакого «Снегурочка».
Музыкальный руководитель : Как красиво вы станцевали танец птиц, каждый из вас постарался, молодцы.
В заключении занятия педагог опрашивает детей, какую птичку он изобразил, и почему.
Музыкальный руководитель : Как хорошо, что пришла к нам весна! Вместе с Катей мы побывали сегодня на прогулке в лесу, и послушали голоса птиц, а теперь пора наступила попрощаться.
Музыкальный руководитель и дети поют
«Прощальную песенку» (авт. О. Усольцева)
Ну-ка все, встали в круг, за руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять, ручками махать.
Хорошо мы занимались, и, конечно, постарались,
А теперь, детвора, в группу нам пора.
Дети с воспитателем уходят в группу, машут кукле рукой.