Дарья Долгова
Cистема коррекционных упражнений (звуковая культура речи, лексический строй, синтаксический строй, связная речь).
▼ Скачать + Заказать документы
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
(Л. Толстой)
Система упражнений для ученика с ОНР.
Звуковая культура речи.
1. «Определи первый звук в слове»
ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
«П»-пришла, потекла, пустили, плыла.
«В»-весна, вода,взяли, в.
«Б»-бежали.
«Л»-лодочка, лужу…. и т. д.
2. Найди место звука в слове
Публикация «Cистема коррекционных упражнений (звуковая культура речи, лексический строй, синтаксический строй, связная речь),» размещена в разделах
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Материал :Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.
Упражнения на формирование лексического строя речи.
1. Образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети-детки-детишки, доска-дощечка, вода-водичка, лужа-лужица.
2. Назови части речи, которые ты встретил в этом тексте?
Пришла, потекла, взяли, сделали, пустили-глаголы; весна, лодочка, дети, вода-существительные и т. д.
Упражнения на формирование синтаксического строя речи.
1. Предложить ребенку найти первое и последнее предложение.
2. Предложить ребенку найти в каждом предложении словосочетания, составление нового предложения с этим словосочетанием.
3. Построение предложений из разрозненных слов. Предложить ребенку поменять слова в предложении и расставить знаки препинания, так как это было изначально. Например: сделали лодочку пустили лодочку по воде дети взяли дощечки.
Упражнения на формирование связной речи.
1. Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ребенку предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, начать предложение так: «Дети побежали куда?. (Куда? Зачем)».
2. упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие воображения, связной речи.
Задание продолжить или придумать концовку предложенного текста.