Ирина Константинова
«Цветные нотки». Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе.
Тема: «Цветные нотки»
Основные цели занятия:
1. Обогатить музыкальными впечатлениями детей подготовительной группы.
2. Содействовать развитию музыкального вкуса, формировать избирательное, оценочное отношение к музыке, расширять словарный запас.
Задачи:
1. Развивать чувство ритма.
Публикация «„Цветные нотки“, Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
2. Выявить полученные в ходе обучения знания одного из музыкальных
произведений П. И. Чайковского «Баба-Яга».
3. Учить различать тембр музыкальных инструментов, играть в оркестре.
4. Воспитывать интерес к пению, формировать певческие навыки.
5. Развивать ритмичность и выразительность движений, совершенствовать навык танцевальных движений под музыку.
6. Развивать воображение, творческую активность, эмоциональную отзывчивость во всех видах музыкальной деятельности, самостоятельность и инициативу в применении знаний.
Оформление: На центральной стене рисунки детей к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга».
Оборудование и материал: Детские стулья, доска, фланелеграф, стол, ширма, музыкальные инструменты, шапочки для инсценировки, иллюстрации, портрет П. И. Чайковского, красный платочек.
Методическое обеспечение
Музыкальный материал:
1. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. №1.-1998, №6.-1999.
2. Колокольчик. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал. / Под ред. И. Г. Смирновой. -№26.-2002.- с. 18.
3. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. :- Линка-Пресс, 2003, с128-129.
4. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. - М. : Воспитание дошкольника. - №1.-2005.- с. 51.
5. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. - СПб. :- Музыкальная палитра, 2004.
Аудиозаписи:
1. Сауко Т. Н. «Топ-хлоп, малыши». (Кассета)
2. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика для детей №1». (Кассета №1)
3. Тютюнникова Т. Э. «Игры с палочками». (Кассета)
4. Чайковский П. И. «Детский альбом». (Диск)
Ход занятия
Дети заходят в зал, останавливаются около стульчиков.
Музыкальное приветствие (пропеваю поступенное движение мелодии вверх на слова «Здравствуйте, ребята», дети пропевают «Здравствуйте», тоническое трезвучие вниз. Использую показ рукой.)
Музыкальный руководитель: (Показываю детям палочки и предлагаю с ними поиграть). Сегодня ведущим буду не я, а кто-то из ребят. Кто хочет быть ведущим? (выбираются ведущие, воспитатель раздает детям палочки. Вместе с детьми вспоминаем, сколько частей в музыке (2).Что делаем, когда звучит музыка первой части? (вед. ритмично стучит палочками, все повторяют, на вторую часть все маршируют по залу.)
Упражнение «Игры с палочками» Т. Тютюнникова (Кассета)
После упражнения дети садятся на стульчики около фортепиано. Обращаю внимание детей на доску, фланелеграф, на котором прикреплены элементы нотной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд от до-си.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы помните сказку, которую я вам рассказывала, о сестричках-нотах, которые жили в своем доме? Кто помнит, как назывался этот дом? (нотный стан). Правильно, сколько этажей было в этом доме? (пять) А закрывался этот дом на простой ключ или музыкальный? Как он назывался? (скрипичный) Я вам говорила о том, что у каждой нотки была своя «квартира». Нота «ДО» была ужасная гордячка и не хотела жить вместе со своими сестрицами, поэтому она поселилась рядом на добавочной линейке. Ваня, покажи, где расположилась нота «ДО» (показ ребенка). Следующая нота не могла решить, с кем ей дружить и поэтому расположилась рядом с нотой «ДО» и нотным станом. Как звали эту ноту? (Ответ детей). Правильно, «РЕ». Аня, покажи ноту «РЕ». На первом этаже нотного стана поселилась нота… («МИ» и так далее до ноты «СИ») Посмотрите, какой ряд звуков получился. Как он называется в музыке? (звукоряд). Давайте пропоём наш звукоряд. Поём поступенное название нот вверх: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си» и вниз «Села кошка на такси».
Дети, я для вас сегодня приготовила музыкальную шкатулку с разноцветными нотами (показ. шкатулку, открываю, а в ней нет нот).
М. Р. : Ребята, ноты куда-то пропали! Что же делать? А давайте попробуем отыскать наши ноты в музыке, ведь мы знаем, что музыка передает разное настроение и её можно окрасить разным цветом.
Послушайте знакомое вам произведение и подумайте, что хотел рассказать композитор в своей музыке, какие краски он использовал.
Слушание музыки: «Баба - Яга» П. И. Чайковский.
Играю пьесу на инструменте, в это время воспитатель незаметно кладет в шкатулку коричневую ноту.
Музыкальный руководитель:Я вижу, что вы вспомнили эту пьессу. Как она называется? Кто композитор? (показ. портрет П. И. Чайковского). А кто помнит, в какой музыкальный сборник входит эта пьеса? («Детский альбом») Как вы думаете, что делает Баба-Яга? (Ответы детей). Ребята, музыка звучала всегда одинаково? (Нет, то громче, то тише) Баба-Яга то приближалась, то удалялась. Какое настроение у этой музыки, какой характер? (Страшная, грубая, злая, тревожная, колючая). Правильно, еще можно сказать настороженная, темная. В ваших рисунках Баба-Яга именно такая. Какие оттенки можно подобрать к этой пьесе? (Темные)
Заглядываю в музыкальную шкатулку – в ней коричневая нота.
- Вы хотите послушать пьессу еще раз? Давайте послушаем в записи, можно движениями рук изобразить движение музыки. (Повторное слушание в аудиозаписи, во время слушания прикрепляю ноту на нотный стан.)
- Послушайте, я сейчас вам загадаю музыкальную загадку!
Играю мелодию первой фразы попевки «Горошина». (Дети вспоминают) Ребята, а горошина, какого цвета? Если вы постараетесь и споете распевку красивым, звонким голосом, то может появиться вторая нотка. Сядьте прямо, выпрямите спину, начинаем все вместе после музыкального вступления.
Пение: Распевка «Горошина» муз. М. В. Красева. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. - М. : Воспитание дошкольника. - №1.-2005.- с. 51.
Достаю из шкатулки зеленую ноту, воспитатель прикрепляет её на нотный стан. А теперь послушайте загадку не музыкальную:
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает.
Правильно, это солнце и светит оно высоко и ярко. (Показываю картинку с изображением солнца). Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Упражнение на снятие мышечного напряжения «Солнышко» Е. Макшанцева (аудиозапись).
- Солнышко проснулось, осветило все вокруг и наш язычок тоже проснулся.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
- Солнце светит ярко, пора и песню веселую спеть.
Песня «Солнечная песенка» сл. и муз. Г. Вихаревой. Сборник Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. :- Линка-Пресс, 2003, с128-129.
Пропеваем первый куплет, провожу работу над дикцией. Проговариваем слова 1 куплета шепотом и в голос. Заостряю внимание на трудные слова: «ожил», «скорее». Спрашиваю детей индивидуально. Объясняю значение непонятных слов. Пропеваем песню второй раз. Побуждаю петь естественным голосом, не кричать, а пропевать песню «как ручеёк бежит». (После исполнения достаю из шкатулки желтую ноту. Прошу кого-нибудь из детей прикрепить её на нотный стан).
Предлагаю детям посмотреть иллюстрацию «Зимние забавы». Вопросы: Что делают дети? Нравится ли им зима? Почему вы так думаете? Кто знает стихотворение о зиме? Стихотворение ребенка «Белый снег». А каким цветом можно нарисовать зиму? Предлагаю спеть песню о зиме. Проигрываю вступление, для того, чтобы дети вспомнили песню.
Так как песня детям знакома и находится на этапе закрепления, предлагаю спеть её по подгруппам: 1 запев – девочки, 2 – мальчики, припев все вместе. Объясняю, что начинать пение нужно дружно, всем вместе, после муз. вступления. Выбираем дирижера, ребенка с высоким уровнем в пении. Призываю детей внимательно смотреть на дирижера: если он делает легкие взмахи руками, значит песню поем не громко, если сильные взмахи – усиливаем звучание.
Песня «Русская зима» муз. и сл. Л. Олифировой. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. №1.-1998, №6.-1999.
После исполнения хвалю детей и достаю из шкатулки белую ноту, прошу ребенка прикрепить её на нотный стан.
Обращаю внимание детей на стол и ширму около окна и приглашаю их в «Музыкальный магазин». Дети подходят к ширме, встают полукругом.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин». Я за ширмой играю на разных музыкальных инструментах (румбе, маракасе, цитре, треугольнике, металлофоне, трещетке, коробочке). Дети по тембру стараются узнать инструмент. По окончании игры берут музыкальные инструменты и исполняют р. н. мелодию «Я на горку шла».
Оркестр «Я на горку шла» р. н. м.
- Ребята, вы ничего не слышите? (имитация капель дождя на металлофоне). Это дождь начинается, бегите под крышу.
Инсценировка песни «Разговор» с. и муз. О. Дружининой. Колокольчик. Учебно-методический и литературно-музыкальный журнал. / Под ред. И. Г. Смирновой. -№26.-2002.- с. 18.
(использую шапочки кота, собаки, маску тучки).
-Ребята, скажите каким цветом можно нарисовать капли дождя? (ответы детей). Прикрепляю синюю ноту на нотный стан.
Призываю мальчиков приглашать на танец девочек. Дети встают парами по кругу. Разучиваем движения 1 фигуры танца (поскоки по кругу, хлопки). Использую показ одной пары детей, заостряю внимание на осанку, положение рук в танце (мал. - на поясе, дев. - за платье).
Танец «Старинная полька» Т. Суворова (аудиозапись) Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. - СПб. :- Музыкальная палитра, 2004.
Показываю детям красный платочек. Спрашиваю, что мы сейчас будем делать? (играть). Дети встают в круг, считалкой выбирают ведущего. Призываю выразительно выполнять плясовые движения с предметом.
Игра «Красный платочек» муз. Герольда Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. :- Линка-Пресс, 2003, с128-129.
- Вот и красная нотка появилась на нашем нотном стане. Посмотрите, какой ноты не хватает? (си). А кто знает, каким цветом обозначаются ноты в музыкальных сборниках? (показ. детям партитуру.) (Черные). Вот и последняя черная нотка. Давайте её повесим на нужное место. (Ребенок прикрепляет ноту «СИ»). Вам нравится наш разноцветный звукоряд? Давайте его пропоём!
Дети поют звукоряд вверх и вниз. Хвалю детей, подвожу итог занятию.