Папки-передвижки

Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье

Олеся Бастракова
Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Бастракова Олеся Викторовна

Воспитатель

Аннотация

Цель – дать понятие и определить особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье.

Ключевые слова: нравственные нормы, мораль, духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, игровые традиции, игрушка, психологическая семейная атмосфера.

Публикация «Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье» размещена в разделах

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, ответственным. Однако в настоящий момент зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и других нравственных ценностях. Отсутствие в современном мире четкой духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения. Данное положение актуализирует проблему совершенствования теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Оно обусловлено тем, что проблема становления духовной личности сегодня является чрезвычайно важной во всем мире.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития [8, с. 3].

А. С. Макаренко отмечал, что культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить [1, с. 15].

Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых : родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [3, с. 228].

Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственных представлений [1, с. 115]. По мнению В. А. Шадрикова, духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностно значимое [11, с. 15].

М. Монтессори, из своего опыта установила, что возраст 2,5 года является рубежом, после которого ребенок становится способным включаться в процесс интеллектуального и нравственного развития. Приблизительно в возрасте 5 лет начинают созревать самые сложные поля коры головного мозга. С их включением в работу может начаться нравственное развитие.

Освоение морали начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности (А. Н. Леонтьев). Нравственное развитие личности ребенка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально- положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка. К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами [4, с. 135-136].

Важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играет авторитет родителей. От родителей зависит показать не словом, а делом как надо жить [6, с. 4].

Первое звено грамотного воспитания скрыто в лоне матери. Дородовое воспитание – дело серьезное и ответственное, так как многие предпосылки развития личности формируются внутриутробно. Переживания, устремления, мысли, слова и дела родителей запечатлеваются в глубине души их ребенка. Он как бы «запоминает», «копирует» заданные ему образцы поведения. Эта мысль выражена в старинной пословице «Беременная женщина, размалывающая зерно учит неродившегося». [5, с. 234-236].

Именно от родителей зависит поведение детей в будущем. Поэтому очень важно быть примером для своего малыша. Колоссальная роль в деле воспитания здорового поколения отводится благожелательной психологической атмосфере в семье. Известно, что в зависимости от определенных условий жизни, характеров родителей, их духовного и интеллектуального уровней в каждой семье образуется своеобразная среда, специфическая система воспитания, и ребенок пожинает ее плоды [6, с. 13].

Воспитательное значение поощрений и порицаний еще более усиливается, когда ребенок начинает понимать смысл обращенных к нему слов. Набор этих слов не так уж велик, но в силу особенностей возраста малыш начинает соотносить эти слова не с конкретным лицом, предметом или действиями, а с ситуацией в целом. Поэтому взрослым нужно запастись терпением в своих педагогических воздействиях и направлять поведение ребенка по правильному пути [12, с. 8].

Родителям так же необходимо уделять особое внимание среде, в которой находится их ребенок. К сожалению, все чаще оказывается, что информация, которую получает ребенок, построена на антигуманных принципах. В последние годы все более мощным фактором агрессивного поведения становится экран (ТВ, видео-, компьютерный).

Именно поэтому в современном мире в семье просто необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, представляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику – готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте – приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции [7, с. 258-268]. Так же важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка имеет игрушка. Она может быть для него благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она друг, если проста, примитивна и не очень богата, если дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать неоконченные фантазии [9, с. 35].

Говоря о внутреннем духовном устроении ребенка, его интеллектуальном развитии, нельзя упустить из виду и труда телесного, т. к. это одна из основных составляющих духовного здоровья личности [6, с. 24].

В силу новых социальных условий произошли изменения в отношении взрослых к труду, что не замедлило отразиться на детях. Взрослые больше стали говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше - об интересе. Об этом явно свидетельствуют детские рисунки, которые являются одной из форм отражения мировоззрения и нравственной направленности ребенка, его интересов, знаний, представлений. Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека. Особенно детское, в нем вообще все как на ладони. Бездеятельность героев детских рисунков ярко свидетельствует о падении престижа труда. Престижны развлечения, а вовсе не труд. Если раньше уже четырех-пятилетний ребенок задумывался, кем он хочет стать, то теперь этот вопрос ставит в тупик многих подростков [13, с. 17]. Именно поэтому нельзя приучать ребенка с ранних лет к потребительству, иждевенности и праздности, родители должны позволить ему оказать посильную помощь в домашних делах, даже если это будет не так «качественно», как бы этого хотелось [6, с. 26]. Самостоятельность – одна из главных нравственных потребностей ребенка. Но она не означает устранения взрослых от воспитательного процесса – напротив, ею необходимо умно и тактично руководить, направлять в нужное русло, культивировать, закреплять. Иначе она заглохнет, исчезнет надолго, быть может и навсегда [2, с. 18].

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение детей к духовному потенциалу русской культуры. В педагогике на протяжении многих лет неуклонно осознается важность духовно-нравственного воспитания, результативность которого невозможна без религиозного привлечения – выдающегося культурообразующегося наследия [10, с. 47]. Нравственные и религиозные нормы поведения взаимосвязаны и имеют много общего. Несмотря на очевидные различия в нравственной кодификации отношений разных мировых религий в них лежат общечеловеческие морально-этические понятия любви, надежды, справедливости и уважения к человеку [2, с. 4].

Из этого следует вывод, что духовно-нравственное воспитание должно начинаться еще с дородового периода. С малых лет родители должны воспитывать детей собственным примером и примером сказочных героев, так же необходимо возрождение игровой традиции, игрового детского фольклора, как источника готовых способов решения проблем. Большую роль играет благоприятная атмосфера в доме, взаимопонимание и любовь между членами семьи, а также оберегание детей от пагубного влияния средств массовой информации, что является важнейшими факторами духовно-нравственного воспитания в семье.

Литература

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : Пособие для воспитателей детского сада/ Р. С. Буре, А. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1985. – 143с.

2. Вульфсон, Б. Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания/Б. Л. Вульфсон// Педагогика – 2003.-№5. – С 3-15

3. Дошкольная педагогика [Текст]/В. И. Ядэшко, Ф. А. [и др. ]; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 415с.

4. Дошкольная педагогика : методика и организация ком. вос. в дет. саду. [Текст]/Под ред. В. И. Логиновой, П. Р. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1983. – 288с.

5. Зорин, К. В. Что такое наследственная порча/Зорин К. В. – М. : Русскiй хронографъ 1991, 2007. – 384с.

6. Киркос, Р. Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста/ Р. Ю Киркос. – С-П. : изд-во «Статис», 2005.-221с.

7. Наш православный дом. – М. : Даниловский благовестник, 2000. – 320с.

8. Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей/В. Г. Нечаева [и др].; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М. Просвещение, 1984. – 272с.

9. Семенова, Л. А. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью/ Л. А. Семенова//Дошкольное воспитание. – 2008. - №9. – С 43-47

10. Семына Е. Музыка: воспитание души/Е. Семина//Дошкольное воспитание. – 2007-№1. – С 33-39

11. Скокова, Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания/Г. В. Скокова // Начальная школа. – 2006- №4. – С 45-49

12. Теплюк, С. Формирование основ нравственности [советы молодым родителям]/С. Теплюк //Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С 79 -83

13. Фромм, Э. Душа человека. / Э. Фромм. – М. : Республика, 1992. – 430с.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 21:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Бастракова (УИ 155214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД