Приложение МААМ

Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?» (1 фото)

Оксана Лобанова
Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?»
▼ Скачать + Заказать документы

Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?»

Деловая игра с родителями в младшей группе

«Дети и родители - понимаем ли мы друг друга

С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Обычно родитель символизируется уже с распустившимся цветком, его развитие от бутона до раскрытого цветка может служить хорошим стимулом и пробуждать силу, наше сознание (звучит музыка). Сейчас сядьте удобно и прислушайтесь к звукам музыки. Вместе с раскрытием этой розы постарайтесь раскрыть и активизировать ваше сознание родителя. Подумайте и назовите качества, которые помогают вам быть хорошими родителями (ответы родителей). Да, это терпение, мудрость, выдержка, любовь, взаимопонимание, доброта и многое другое. Теперь отождествите себя с этой розой, представьте, что вы вобрали в себя все ее качества мудрого родителя. Думаю всем нам удалось мобилизовать свои силы и настроить себя на продуктивную дальнейшую деятельность… А значит, мы можем начать совместное позитивное общение.

Публикация «Деловая игра „Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?“» размещена в разделах

Все мы женщины, все мы мамы, а, следовательно, все мы – родители. И, как у каждого родителя, в нашей жизни бывают позитивные моменты, а порой во взаимоотношениях с детьми возникают сложности. Порой нам сложно поставить себя на место своего ребенка, регулировать свое собственное поведение в отношениях с ним, планировать и прогнозировать возможные последствия своих действий, анализировать свои собственные поступки.

А почему, причин несколько. Посмотрите на экран.

Проблемная ситуация «Супермаркет».

- Представьте, что вы находитесь перед современным супермаркетом и в нем три этажа. На первом этаже – товары низкого качества, с браком; на втором – товары среднего качества и цены; на третьем продаются самые лучшие, качественные, фирменные, добротные вещи.

- На какой этаж вы пойдете делать покупки, если это зависит не от количества имеющихся у вас денег, а от вашего желания и возможностей? (Участники отвечают по очереди). Каждый человек выбирает этаж в зависимости от своих стереотипов поведения, которые мы перекладываем на своих детей.

- Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» - были умными, добрыми, посещали музыкальную школу, школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, мы мечтаем, чтобы дети воплотили наши несбывшиеся мечты?

- Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок не исключение.

В каждом ребенке есть то, что нравится его родителю, и то, что каждый родитель хотел бы изменить. Попробуйте сейчас на листочке перечислить качества своего ребенка в соответствии с тремя этажами супермаркета. (Обсуждение). Сделайте свои выводы.

Часто непонимание родителями причин поведения своих детей происходит в силу незнания их интересов и возможностей, особенностей развития в зависимости от пола и возрастного периода. Родители не осознают этих потребностей и изменений в ребенке. А между тем каждому родителю очень важно знать об особенностях развития психофизиологических показателях развития своего малыша.

Например, в зависимости от пола, свои игры мальчики и девочки выстраивают по-разному. Даосская философия утверждает, что свои движения девочки (женщины) совершает по кругу или кольцу, а мальчики (мужчины) по прямой или вектору. Как мы видим, игры мальчиков проходят в основном по горизонтали или вертикали, если их игровое пространство ограничено. Девочки свои игрушки раскладывают по кольцу, рядом с собой, чтобы все было под рукой. Исходя из типологии мужской силы, мальчики любят играть в путешествия, водителей – действия по горизонтали, или в летчиков, космонавтов – действия по вертикали.

Таким образом, можно сделать вывод, что не стоит ругать мальчиков за разбросанные по всей квартире игрушки – это просто необходимо им для организации игр.

Каковы же возрастные особенности развития детей четвёртого года жизни? Прежде всего, физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сердятся на них за их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Многие родители замечают настойчивое стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если вы замечаете это в своем ребенке, то в чём они проявляются?

Да, ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются взаимоотношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Любимой фразой детей этого возраста становится утверждение «Я сам». Ребёнок хочет быть взрослым. Нужно всячески поддерживать это стремление, иначе дети могут вырасти пассивными, ленивыми. Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Я сам!

Я негативен и упрям, строптивен я и своеволен,

Средою социальной я ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду:

Я самость, братцы, я живу!

Хочу! Могу! И буду!

Негативизм – это желание ребёнка делать все наоборот, не подчиниться воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Упрямый ребёнок настаивает на своём не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.

Что такое капризы? (Дискуссия с родителями). Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребё нка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Не надо потакать ребенку, ругать его за капризы - нужно уметь ребенка отвлечь.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т. д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

Бывает, что ребёнок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его ещё и шлёпнула. Он – в слёзы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки.

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это. Приведём банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребё нок повторяет: «папа сказал, что его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», играют «в пьяных» и др.

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.

Вопросы к родителям :

• Какие вопросы задают ваши дети?

• Как вы на них отвечаете?

• Чем любят заниматься ваши дети дома?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре, как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в другой раз.

Упражнение «Букет счастливого родительства». Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит.

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и в других.

- В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность посмотреть на себя со стороны. Приглашаю одного из гостей.

Для рефлексии своей родительской роли, предлагаю вам попробовать поработать с цветом (достаю из сосуда лоскутки ткани различного цвета).

Из этих лоскутков ткани выберите и составьте свой многоцветный букет вашего сегодняшнего родительства, состоящий из тех качеств, которые вы приемлете в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие. Попробуйте включить осознанность по отношению к тому или иному цвету, и, выбирая цвет, назовите те ваши качества родителя, с которыми он у вас ассоциируется.

Это упражнение даст вам возможность проанализировать, выявить глубину восприятия вами своей роли «родителя», эмоциональное отношение к себе в этой роли, насколько вам комфортно в ней, есть ли какие-то проблемы.

Главным здесь является не осознание своих темных, отрицательных качеств родителя, а стремление в себе что-то изменить, осознавая свои возможности в этом.

Обсуждение.

В конце нашей встречи мне бы хотелось подарить вам сегодня несколько «золотых правил» родителя, которые помогут вам выстроить правильную линию воспитания (зачитываю) :

- Воспитывают не слова, а поступок (то есть, если хочешь, чтобы твой ребенок стал счастливым, стань счастливым сам. Ребенку нужно показать счастье, а не рассказывать о нем. Ведь, например, ребенок не будет делать утренней гимнастики, если родители сами не делают ее.)

- Не знаешь, что делать с ребенком, ничего не делай. (Ведь и дерево, если ему не мешать, растет ровно.)

- Когда ругаешь ребенка, подумай, нет ли в тебе этих качеств, ведь это же твой ребенок.

- Не ругай маленького ребенка, ибо он все делает правильно, а научись понимать сигналы, которые он подает тебе.

- Не делай за ребенка того, что он должен делать сам.

- Ребенка не надо учить, ему надо дать шанс.

Дома в свободную минутку, еще раз прочтите эти правила воспитания, сравните со своими родительскими позициями, реальными жизненными поступками, то есть еще раз их переосмыслите.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Не понимаем… А. Дольский НЕ ПОНИМАЕМ. Честно живем и не верим в наветы, друга порой от души обнимаем, а для чего существуем на свете -не понимаем. Вместо.

Женская дружбаЖенская дружба фото с сайта www.liveinternet.ru Говорят, что женской дружбы не бывает Говорят, что все фантазия обман Только я все это отрицаю И горжусь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?»
Опубликовано: 11 января 2013 в 10:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Дети и родители — понимаем ли мы друг друга?»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лобанова (УИ 18847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД