Светлана Лепкович
Деловая игра для воспитателей «Планета игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить значимость организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе Дома ребенка
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста.
2. Способствовать использованию на практике современных требований к организации игровой деятельности.
3. Способствовать сплочению педагогического коллектива.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Планета игр“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Материал: набор цветной бумаги (по количеству команд, клей-карандаш (по количеству команд, ножницы (по количеству команд, конверты, карточки с вопросами и заданиями, листы бумаги, ручки, песочные часы, музыкальный центр, диск с музыкой, «золотые» и «серебряные» медали для награждения победителей, Сертификаты участников.
Роли и их содержание:
Ведущий – (старший воспитатель) ведет игру, следит за ходом игры и соблюдением регламента.
Мыслители – участники деловой игры, которым необходимо внимательно слушать вопросы и правильно на них отвечать
Аналитики – участники деловой игры, которые следят за ходом игры, в конце проводят анализ деловой игры, дают оценку исполнителям ролей, выбирают лучшего игрока.
Эксперты – участники деловой игры, которые внимательно слушают ответы мыслителей и проводят их качественную оценку, учитывая компетентность, умение ориентироваться в вопросе, быстроту реакции, находчивость, оригинальность, логичность, культуру общения.
Пресс - центр – участники деловой игры, задача которых осветить ход игры и выпустить фотогазету
Деловая игра состоит из четырех заданий.
Задание 1 «Мозговой штурм» - три категории вопросов
Задание 2 «Педагогическая мастерская»
Физкультминутка
Задание 3 «Хорошо – Плохо»
Задание 4 «Игривой сюжет»
Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги! В этом году мы часто обращались к вопросу развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Сегодня подведем итоги, и я предлагаю вам поиграть в деловую игру, которая называется «Планета игр». В каждой игре есть роли, наша игра не будет исключением (идет распределение ролей).
Педагоги – мыслители делятся на две команды, выбирают себе название.
Задание 1.
Командам предлагается ответить на вопросы из трех категорий: «Творческие игры», «Дидактические игры», «Народные игры». Игроки поочередно вытаскивают карточки с вопросами и отвечают на них (дается время на обдумывание)
Примерные вопросы из категории «Творческие игры»
1) Назовите этапы становления с/ролевой игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение).
2) Какая игра является ведущей с 2,5 до 5 лет? (сюжетно-ролевая).
3) Какие игры можно отнести к творческим играм? (сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные).
4) Назовите компоненты с/ролевых игр (сюжет, содержание, роль).
5) Назовите с/ролевые игры на бытовую тематику.
6) Назовите с/ролевые игры с производственным характером.
7) Назовите гигиенические условия организации с/ролевой игры на современном этапе (выполнение санитарно-гигиенических требований: влажная уборка, проветривание, мытье игрушек; организация игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).
8) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети: «С удовольствием играют в путешествия»
9) Определите, на каком этапе находятся дети: «Ссорятся из-за игрушек»
10) Раскройте особенности театрализованных игр? (литературная или фольклорная основа, наличие зрителей).
11) Как называют игры, в которых ребенок раскрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый? (игры-драматизации)
Примерные вопросы из категории «Дидактические игры»
1) Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры)
2) Сформулируйте цель игры-занятия с 2-мя матрешками (для детей от 1г 1 мес. – 1г 3 мес., развивать умение ориентироваться в контрастных величинах, формировать целенаправленные действия детей с матрешкой: открывать, закрывать, вынимать, вкладывать)
3) В чем сущность дидактической игры? (дидактические игры – это обучающие игры, они возникают по инициативе взрослых в целях воспитания и обучения, они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут)
4) Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим: пирамидка, разрезные картинки, мозайка, яркие окрашенные шары, шишки, желуди, лоскуты ткани, кожи? (Все! Одни дидактические материалы специально созданы для развития определенных умений и навыков, другие - открывают детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании и добиваться разнообразных результатов)
5) Какова роль взрослого при организации дидактической игры с детьми? (воспитатель является зачинщиком и участником игры, может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть)
6) О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры? (результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний)
7) Перечислите составляющие дидактической игры, отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной (Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила)
8) Подберите к существительному действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья гоняет, парус надувает); Подберите обстоятельство. Учиться можно как? (хорошо, лениво, долго, охотно и т. п.). Относится ли данные упражнения к дидактическим упражнениям? (да, это словесные игры)
9) Приведите пример дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»)
10) Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры? (наглядность, простота, контроль своих действий и согласование с действиями детей, любое действие в игре выполняется совместно и одновременно, стремление к подражанию, игровая роль обеспечивает активность воображения)
Примерные вопросы из категории «Народные игры»
1) Кому принадлежит главная роль в народной игре? (водящему)
2) Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
3) Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
4) Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
5) Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (ловкость, смелость, выносливость)
6) Откуда берется речевой материал для народной игры? (из народного фольклора)
7) Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
8) Приведите примеры народных игр, которые можно провести с нашими детьми.
Задание 2
Командам выдается одинаковый набор материалов: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш. Необходимо за определенное время придумать и изготовить дидактическое пособие. Придумать название дидактического пособия, определить возраст детей и какие задачи можно решать с помощью данного дидактического пособия.
Физкультминутка
Ведущий:
Вы такие молодцы! Ответили на все вопросы, показали умение быстро и качественно изготавливать разнообразные дидактические пособия из простых материалов, определять задачи дидактической игры и её ход. А теперь мы немножко отдохнем. Физкультминутку проводит музыкальный руководитель под бодрую, энергичную музыку.
Задание 3
Ведущий:
Теперь мы зарядились энергией, а наша игра продолжается.
Мы знаем, для того, чтобы сюжетно-ролевая игра детей развивалась нужно создать определенные условия. Одним из них является умение педагога развить сюжет игры, ввести в привычную для детей игру новые роли, определить ролевое поведение и игровые действия персонажей. И следующее задание позволит вам, уважаемые воспитатели, продемонстрировать данные умения.
Командам будут предложены названия сюжетно-ролевых игр. Ваша задача развернуть сюжет предложенной игры, то есть определить роли (как можно большее количество ролей, ролевое поведение и необходимые атрибуты для того, чтобы эта игра состоялась: названия сюжетно-ролевых игр командам предлагаются в конвертах.
Задание 4
Ведущий:
Организуя сюжетно-ролевую игру в нашем учреждении, мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые на первый взгляд затрудняют развитие игры. Например, в группе одни девочки, или в группе есть дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья, или в группе разновозрастные дети. Хорошо это или плохо для развития сюжетно-ролевой игры? Как в этих условиях организовать игру? Сейчас на эти вопросы постараются ответить наши команды.
Командам будет предложено утверждение. Одна команда характеризует это утверждение с позиции «Хорошо», другая – с позиции «Плохо»
Примерные утверждения:
9) В группе одни девочки
10) В группе есть дети с ОВЗ
11) Группа разновозрастных детей
12) В группе нет детей с ОВЗ, но дети с различными эмоционально-поведенческими расстройствами (тревожные, гиперактивные, аутисты)
Ведущий:
Уважаемые коллеги!
Наша игра подошла к концу и пришло время подвести итоги.
Слово – экспертам: награждение команды победительницы и второй команды игроков.
Слово – аналитикам: проводят анализ деловой игры, дают оценку работы экспертов, награждение лучших игроков в командах
Я хочу отметить работу наших уважаемых экспертов, аналитиков и пресс-центра (вручение сертификатов).
Мы сегодня говорили о значении и о достоинствах детской игры, о видах игр, об условиях развития и организации игровой деятельности детей. Помните, среди окружающих взрослых ребенок любит тех, кто с ним играет, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним игра. Мы знаем, игра не возникает сама по себе, мир детской игры необходимо открыть ребенку. И это у вас, уважаемые воспитатели, хорошо получается!
Виктор Афанасьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем учреждении.
В заключении нашей встречи, хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.