Светлана Плут
Деловая игра для педагогов по теме «Познавательно — речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ КРАСНОЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №6
Подготовила: учитель – логопед Плут С. Н.
2013
Познавательно – речевое развитие дошкольников
Задачи:
• актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;
• развитие умения обсуждать и согласовывать, предложенные вопросы;
Публикация «Деловая игра для педагогов по теме „Познавательно — речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
• осуществление контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Подготовка.
Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.
Ход деловой игры
1. Вступительная часть.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотёк (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Типичные проблемы развития речи дошкольника :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформировывать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Активизировать познавательную деятельность помогут специальные организационно – методические приё мы:
• Упражнения дыхательной гимнастики, особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемого воздуха со стороны артикуляционных (речевых) органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями).
• Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.
• Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что, как показано в исследованиях М. М. Кольцовой (1978, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
• Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста (фольклора). В играх дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова; считалки, зачины, потешки придают народным играм свободный колорит.
• Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.
• Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания.
В загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.
• Использование словесных методов.
2. Проведение деловой игры.
Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- не оспаривать оценку жюри;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
Атрибуты игры:
- большой куб с цифрами;
- песочные часы;
- аудиокассета с запись легкой музыки;
- воздушные шары с листами – вопросами внутри;
- бланки – протоколы у жюри.
Ведущий (учитель – логопед) представляет команды, жюри, и предлагает всем занять свои места.
Задание 1. РАЗМИНКА
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своих команд по вопросу:
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность.)
Задание 2. Ведущий предлагает командам выбрать один воздушный шар из двух. Капитаны достают из них задание для своей команды.
Произнести скороговорки, четко, правильно.
• В живом уголке жили ежи да ужи.
• Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Произнести скороговорки, четко, правильно
• Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
• Три корабля лавировали, да не вылавировали.
Задание 3. Практическая часть
Вариант 1.
Фрагмент конспекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).
Почему у месяца нет платья
Сербская сказка
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришёл к портному.
Увидел портной: идёт по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.
Так и остался месяц без платья.
Воспитатель.
Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья?». Посмотрите, какие я вам принесла картинки – иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребёнка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее.) А теперь перескажем сказку. (Дети выполняют задание.)
После того как ребёнок закончил, воспитатель исправляет его ошибки: «Надо было сказать….».
- Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ? (Дети отвечают.)
Ошибки.
Вариант 1
Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил её содержание.
• Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
• Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображённые на них.
• Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по окончании работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
Порядок опроса детей: сначала дети с низким уровнем подготовки по цепочке, в заключение ребёнок с высоким уровнем подготовки полностью.
Сначала ребёнок с высоким уровнем подготовки даёт образец пересказа, за ним несколько детей с низким уровнем подготовки, в заключение повторяет ребёнок с высоким уровнем подготовки.
Не был подведё н итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?
Вариант 2.
Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).
Воспитатель. Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинки. (Демонстрирует картинки.) Какое время года здесь изображено? (Дети отвечают.)
- Какие признаки зимы вы знаете? (Холодно, идет снег, деревья голые.)
- Каких птиц кормят дети? (Воробья, синичку, ворону.)
- Какие ещё птицы могут прилететь к кормушке? (Снегири, галки, голуби.)
- Чем дети кормят птиц? (Крошками)
- Чем ещё можно кормить птиц? (Хлебом, семечками, крупой.)
- Почему надо кормить птиц зимой? (Им холодно и голодно.)
- Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.
Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыта толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели тёплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть, прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.
Воспитатель.
Послушаем ваши рассказы. (Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца.)
На обсуждение задания группам отводится 5 - 7 мин., после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.
Ошибки
Вариант 2
Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по её содержанию.
Не продуманы вопросы.
• Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
• От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
• Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей : много не понятных слов и оборотов слов, сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия как образец, к которому надо стремиться.
Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и исправляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце ребёнок с высоким уровнем развития может составить рассказ.
Задание 4. “Сочини рассказ”.
Даны слова:
ФЛАГ, ВОРОТНИК, ЗИМА, НОС, ОБРУЧ,
АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ, РЕБЁНОК, АРБУЗ.
Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Команды работают 2 - 3 минут, затем представляют свои рассказы.
Упражнение 5.“Быстрота реакции”.
Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.
А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.
Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников игры.
Для подведения итогов, слово предоставляется жюри.